Аукционный дом Christie’s сообщил о том, что впервые за сто лет картина итальянского художника Франческо Гварди (Francesco Guardi) «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворей дожей» из коллекции Ротшильда будет выставлена на торги. Они состоятся 8 июля в Лондоне на аукционе «Искусство старых мастеров и британская живопись». Однако сначала полотно будет гостить в нескольких городах мира. Есть шанс прицениться или хотя бы полюбоваться!
Изначально «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворей дожей» находилась в коллекции графства Шефтсбери. В XIX веке картина была куплена бароном Джеймсом-Эдуардом де Ротшильдом и переходила затем по наследству из поколения в поколение. С 1954 года картину не показывали публике (в последний раз ее можно было видеть на выставке венецанской живописи в Брюсселе), поэтому было решено, что перед аукционом она немного попутешествует. Мировое турне началось с выставки в Париже 3 и 4 марта, с 2 по 6 мая полотно «повисит» в Нью-Йорке, с 22 по 26 мая — в Гонконге, и, наконец, с 5 по 8 июля — в Лондоне, где и найдет нового владельца.
Франческо Гварди — один из ключевых представителей венецианской школы ведутистов. «Ведута» — слово итальянское и означает всего-навсего «вид», с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Конечно, с каналом или рекой — популярный жанр в Венеции XVIII века! Собственно, Гварди — венецианец, и некоторые считают, что на нем «ведута» и закончилась.
Моло и Скьявони от Басино ди Сан-Марко
XVIII век
Гварди был сыном художника, его братья также стали художниками. А когда подрос его собственный сын, то оказалось, что и этот молодой человек не придумал ничего лучшего, чем ремесло живописца! А еще у Франческо была сестра Мария Чечилия, которая вышла замуж на Джованни Баттиста Тьеполо.
Несмотря на такую родословную, Гварди высоко оценили не ранее эпохи импрессионизма, а до того художник не пользовался большой популярностью, проигрывая весьма любимому английскими дворянами господину Каналетто (Giovanni Antonio Canal) и его племяннику Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto), которого, очевидно, для удобства, прозвали так же — Каналетто.
Гварди написал картину «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворец дожей» примерно в 1780 году. Она считается очень зрелой работой мастера — это одна из нескольких его картин, изображающих залив Сан-Марко в Венеции. Художник менял ракурс и «регулировал» освещение, и на данном полотне «схвачен» момент позднего утра в непривычном ракурсе.
Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей
XVIII век, 259×182 см
Залив Сан-Марко — сюжет крайне популярный среди ведутистов. Собственно, главный, с позволения сказать, соперник Гварди — Каналетто — уже изобразил несколько раз именно это место — правда, глядя как бы «искоса». Равно как Ванвителли (Vanvitelli) и Мариески (Marieschi). Понимая это (и испробовав «косые ракурсы» в собственных изображениях канала), Гварди искал другую «точку зрения» — и нашел: он просто-напросто изобразил канал с фронтального ракурса.
Уход Товии, фрагмент
1752
Впрочем, ведутой не исчерпывалось творчество Гварди — точнее, она даже не была главным направлением его работы. На чем специализировался Франческо (как и его брат Жан Антонио Гварди (Giovanni Antonio Guardi), так это на приеме «сфумато». Прием заключается в смягчении очертаний фигур и предметов — выглядит так, будто их окутывает горячий воздух. Сфумато разработал Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci); один из известнейших примеров сфумато — детали лица Моны Лизы, в особенности тени возле глаз.
Итак, все нюансы и детали картины смогут вскоре разглядеть американцы, англичане и поклонники искусств Гонконга. Но как насчет покупки шедевра Гварди? Предварительная оценка стоимости картины сейчас — от 13 до 16,5 миллионов долларов. В 2011 году другой городской пейзаж
Гварди «Вид на мост Риальто» был продан на аукционе Sotheby’s за 44 миллиона долларов. Ждем итога нынешнего аукциона: какой континент станет обладателем чудного вида Венеции?