В лондонской галерее Далиджа начала работу выставка «Я ли Рембрандт?» — последняя экспозиция цикла «Совершая открытия». В её центре — пышный «Автопортрет
в шляпе с белыми перьями» (1635), впервые привезённый в Лондон из Баклэнд-Эбби. Рядом размещены работы художника из собственной коллекции музея, в том числе — «Девочка у окна» (1645), которая впервые демонстрируется вместе со своим подготовительным эскизом, дошедшим до наших дней.
Голландский мастер традиционно считался автором этой картины до 1968 года, когда немецко-голландский искусствовед Хорст Герсон вычеркнул её из списка произведений Рембрандта, основываясь на стилистических несоответствиях.
Автопортрет в шляпе с белыми перьями
1635, 90.5×71.8 см
Статус «Автопортрета» как подлинной работы Рембрандта ван Рейна в прошлом находился под сомнением. Но в 2014 году авторство картины было установлено бесспорно. Это стало результатом разностороннего технического анализа и исследований экспертов британского Национального фонда и ведущих специалистов по творчеству голландца. Выставка «Я ли Рембрандт?» рассказывает о совместной работе кураторов и реставраторов по проверке подлинности картины и её использовании для подтверждения авторства других работ художника, приобретённых учредителями галереи в конце XVIII века.
Рембрандт написал этот автопортрет
в период экспериментов со светом и тенью вокруг глаз. Берет прячет глаза и нос, а скулы и щёки оказываются в луче света, отражая его на нижнее веко. В тот же период живописец сделал много портретов и автопортретов в шляпах с перьями. Кроме того, на его портретах и эскизах часто можно заметить световой рефлекс на нижних веках.
Девочка у окна
1645, 81.8×66.2 см
«Девочка у окна» — одно из самых известных произведений в галерее, — выставлена рядом со своим единственным известным подготовительным эскизом. Его для экспозиции одолжил Институт искусства Курто. Эти две работы впервые показываются вместе, и это даёт возможность увидеть, как Рембрандт трансформировал быстрый набросок углём, сделанный с натуры, в законченную картину.
Картины «Девочка у окна» и «Портрет Якоба де Гейна III» из коллекции галереи Далиджа бесспорно принадлежат Рембрандту. Их часто используют в качестве эталона, по которому оценивают неподписанные произведения соответствующего периода. Например, ещё один экспонат на выставке — «Портрет молодого человека (вероятно, Титуса, сына художника)» ранее не считался работой знаменитого живописца из-за своей незавершённости. А на «Сне Иакова», некогда отнесённом голландскому мастеру, в процессе реставрации была обнаружена подпись его последнего ученика Арента де Гелдера.
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Портрет молодого человека (вероятно, Титуса, сына художника)» (1663)
Экспозиция предлагает уникальную возможность взглянуть на тяжёлый процесс атрибуции работ старых мастеров, который требует от кураторов глубоких познаний о стиле художника; на сохранившиеся документы, имеющих отношение к истории произведения; на аналитические исследования, которые раскрывают материалы и методы живописца.
Портрет Якоба де Гейна III
1632, 29.9×24.9 см
Как уже упоминалось, выставка «Я ли Рембрандт?» — последняя в серии «Совершая открытия». Этот цикл, который галерея Далиджа запустила в 2016 году, был посвящён четырём главным художникам в её коллекции — Антонису Ван Дейку, Герриту Доу, Питеру Паулю Рубенсу и Рембрандту ван Рейну. Каждая экспозиция раскрывала ранее неизвестные факты, касающиеся той или иной работы, и устанавливала связь с картинами из других учреждений и частных коллекций, которые никогда ранее не выставлялись вместе.
Выставка «Я ли Рембрандт?» в лондонской галерее Далиджа продлится до 5 марта 2017 года.
По материалам официального сайта галереи Далиджа