Усадьба искусств
До 3 августа в московском ГМП А. С. Пушкина — уникальное «пушкинское» собрание из коллекций и фондов Музея-заповедника «Абрамцево», Всероссийского музея А.С. Пушкина" и Государственного музея А.С.Пушкина: произведения поэта в работах художников легендарного объединения. Объединялись они территориально: усадьба Абрамцево принадлежала литературному и театральному критику С. Т. Аксакову, который привечал писателей, поэтов… Под емкой фразой «Здесь был…» могли бы подписаться Гоголь, Тургенев, Щепкин…(на фото — в Абрамцеве (слева направо): В.А.Серов, М.А.Поленова, М.М.Антокольский, Е.Г.Мамонтова, П.А.Спиро, И.С.Остроухов, С.И.Мамонтов, Е.Д.Поленова, Н.В.Поленова)
Потом (с 1870 г.). владельцем усадьбы стал известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов, и термин «артистическое содружество Абрамцево» — именно из той, «мамонтовской» эпохи. И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев…
Театр полон, ложи блещут…
На сцене Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова ставили оперы по произведениям Пушкина, и эскизы костюмов Васнецова к «Русалке» (неоконченной драме Пушкина), опере А. Н. Даргомыжского, — примечательные экспонаты нынешней выставки. А в честь 100 летнего юбилея А. С. Пушкина готовился праздничный вечер, «на волне» настроений и тем которого Михаил Врубель в той самой гончарной мастерской Абрамцево создал большую напольную вазу «Поэт» — найдете среди узоров Пушкинский профиль?
В. Серов — «Руслан», эскиз костюма к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 1880-е
Другое издание к тому же юбилею — трехтомник, в работе над которым участвовали 18 художников: И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, М. А. Врубель… Портрет Пушкина там — работы Серова.
Следующий пласт работ «по Пушкину» — из фондов Государственного музея А. С. Пушкина, — знакомые имена от Головина до Коровина. Эскизы костюмов К. А. Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» (1909) и эскизы декораций к балету Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1915) отдают дан стилю модерн. А Головин, как всегда, пышен и точен в деталях — чего стоят эскизы костюмов Доны Анны и Дон Гуана к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» (1917 г)!
В. Васнецов — «Наташа». Эскиз костюма к опере А. Н. Даргомыжского «Русалка». 1884