• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

На фоне Пушкина - Абрамцево: произведения Репина, Серова, Врубеля, Головина в московском музее

Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Пушкин, что ли? Разумеется: Государственный музей А. С. Пушкина приглашает на выставку, посвященную не только поэту, но и творчеству абрамцевских художников знаменитого «арт-объединения», основанного в 1870-е годы XIX в. Тема Пушкина раскрыта — в творчестве Васнецова, Поленова, Антокольского, Репина, Врубеля, Серова, Коровина, Нестерова, Головина… 200 экспонатов от картин до раритетных книжных иллюстраций, а также скульптур и «сказочной» мебели по эскизам сестры Поленова, привезенной из той самой усадьбы — Абрамцево.

Усадьба искусств

До 3 августа в московском ГМП А. С. Пушкина — уникальное «пушкинское» собрание из коллекций и фондов Музея-заповедника «Абрамцево», Всероссийского музея А.С. Пушкина" и Государственного музея А. С. Пушкина: произведения поэта в работах художников легендарного объединения. Объединялись они территориально: усадьба Абрамцево принадлежала литературному и театральному критику С. Т. Аксакову, который привечал писателей, поэтов… Под емкой фразой «Здесь был…» могли бы подписаться Гоголь, Тургенев, Щепкин…

(на фото — в Абрамцеве (слева направо): В. А. Серов, М. А. Поленова, М. М. Антокольский, Е. Г. Мамонтова, П. А. Спиро, И. С. Остроухов, С. И. Мамонтов, Е. Д. Поленова, Н.В.Поленова)

Потом (с 1870 г.). владельцем усадьбы стал известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов, и термин «артистическое содружество Абрамцево» — именно из той, «мамонтовской» эпохи. И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев…
Илья Ефимович Репин. Портрет С. И. Мамонтова
Портрет С. И. Мамонтова
Илья Ефимович Репин
1880, 75×66 см
В наши дни явление вроде Абрамцево назвали бы «арт-резиденцией» — художники здесь гостили подолгу, творили — варили «творческий котел» идей, экспериментировали. А также — строгали и обжигали (были устроены столярные и гончарные мастерские). Заезжал и Шаляпин… Сегодня Абрамцево — усадьба-музей. После 1917 г. она была национализирована, а ее первым хранителем была дочь Мамонтова, Александра Саввична. В собрании — 25 тысяч экспонатов, часть которых гостит в московском музее.

Театр полон, ложи блещут…
На сцене Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова ставили оперы по произведениям Пушкина, и эскизы костюмов Васнецова к «Русалке» (неоконченной драме Пушкина), опере А. Н. Даргомыжского, — примечательные экспонаты нынешней выставки. А в честь 100 летнего юбилея А. С. Пушкина готовился праздничный вечер, «на волне» настроений и тем которого Михаил Врубель в той самой гончарной мастерской Абрамцево создал большую напольную вазу «Поэт» — найдете среди узоров Пушкинский профиль?

В. Серов — «Руслан», эскиз костюма к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 1880-е

Также к юбилею поэта готовили книги произведений Пушкина с иллюстрациями С. В. Малютина — издали «Сказку о царе Салтане» и поэму «Руслан и Людмила». Типография тогда «подкачала» с цветопередачей, ибо техника была не в силах передать все оттенки. А вот оригинальные акварели, да с серебром-златом — очень даже!
Другое издание к тому же юбилею — трехтомник, в работе над которым участвовали 18 художников: И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, М. А. Врубель… Портрет Пушкина там — работы Серова.
Валентин Александрович Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье
  • С. Малютин - «Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся...»
  • В. Серов - Пушкин на садовой скамье


Следующий пласт работ «по Пушкину» — из фондов Государственного музея А. С. Пушкина, — знакомые имена от Головина до Коровина. Эскизы костюмов К. А. Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» (1909) и эскизы декораций к балету Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1915) отдают дан стилю модерн. А Головин, как всегда, пышен и точен в деталях — чего стоят эскизы костюмов Доны Анны и Дон Гуана к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» (1917 г)!

В. Васнецов — «Наташа». Эскиз костюма к опере А. Н. Даргомыжского «Русалка». 1884

Что ж, гости Абрамцево — не каменные. Все любили Пушкина, создавая свои работы для его шедевров! Теперь смотрим их на выставке, — к слову, часть экспонатов впервые выставлена в Москве.
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: