Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Самая,пожалуй,известная картина викторианского живописца Фредерика Лейтона — «Пылающий июнь» — на несколько месяцев вернулась на родину,в Великобританию,из Пуэрто-Рико,где ныне«проживает». Впервые за 85 лет полотно оказалось там,где было написано, — в доме-музее художника. На выставке«"Пылающий июнь»: создание иконы" рядом с ним выставлены другие произведения,которые Лейтон представил в Королевской академии художеств в последний раз — перед своей смертью в 1896 году.
На выставке в Академии критики не были единодушны в оценке квадратного холста с изображением дремлющей рыжеволосой женщины в оранжевом платье. В 1963 году картину за сущие гроши приобрёл губернатор Пуэрто-Рико.
«Пылающий июнь» был одной из шести картин,которые Фредерик Лейтон,занимавший пост президента Королевской академии с 1878 года,подготовил для летней выставки 1895-го. Накануне экспозиции он пригласил друзей,включая принца и принцессу Уэльских,на предварительный просмотр в свою мастерскую. Редкая историческая фотография этого момента подала идею нынешней выставки в доме-музее Лейтона.
Слева: студия Лейтона накануне выставки 1895 года. Фото: Bedford Lemere / Historic England Archive
Куратор Дэниел Роббинс собрал пять из шести работ,которые тогда продемонстрировал художник. Помимо«Пылающего июня» это«Слёзы» из Метрополитен-музея в Нью-Йорке,«Между надеждой и страхом», «Дева с золотыми волосами» и «Кандида», которые с XIX века находятся в частных коллекциях. Организаторы не смогли проследить судьбу шестого полотна,«Этюд,или Слушательница», которую живописец отправил в Королевскую академию вместо«Кандиды».
Выставка«"Пылающий июнь»: создание иконы" также раскрывает процесс работы над картиной,которую сейчас называют«Моной Лизой Южного полушария». Подготовительные рисунки из коллекции дома-музея Лейтона и Королевской академии иллюстрируют,как художник в течение нескольких лет методично прорабатывал позу модели и композицию.
Слева: Фредерик Лейтон,фрагмент картины«Слёзы»(1894 — 1895). Полную репродукцию полотна смотрите здесь
Первым покупателем«Пылающего июня» стал владелец иллюстрированного газеты«График». Он мгновенно осознал потенциал картины и сделал её популярной,напечатав бесплатные репродукции для своих читателей на Рождество 1895 года. Затем полотно было показано на выставке,посвящённой столетию Лейтона в 1930 году,после чего на несколько десятилетий кануло в Лету. В 1962 году работа«всплыла» в багетной мастерской,куда её принёс некий строитель. Он утверждал,что обнаружил холст за панелью на стене дома,предназначенного на снос.
Композитор и коллекционер Эндрю Ллойд Уэббер позже жалел,что в подростковом возрасте не смог купить картину всего за 50 фунтов стерлингов: бабушка отказалась дать ему недостающие пять фунтов.
Фредерик Лейтон, «Кандида» (1894 - 1895)
Фредерик Лейтон, «Дева с золотыми волосами» (1894 - 1895)
«Пылающий июнь» несколько раз менял владельцев,от него отказался ряд британских музеев,а в 1963 году был куплен Луисом Ферре,основателем Художественного музея в Понсе. Драгоценный экспонат галереи в Пуэрто-Рико редко покидает свой нынешний дом: ему позволяют путешествовать лишь в «редких и исключительных случаях». В 2008 году картина появилась в лондонской галерее Тейт Британия,а прошлым летом «гостила» в Коллекции Фрика в Нью-Йорке.
Взамен на возможность выставить викторианский шедевр у себя,дом-музей Лейтона обещал в 2017 году одолжить Муниципальному музею Понсе 20 картин,скульптур и рисунков из своего собрания.
Тем временем,«поприветствовать» звезду живописи на родине пришла другая знаменитость. Выставку«"Пылающий июнь»: создание иконы" в день открытия посетил Джимми Пейдж — композитор и гитарист культовой группы Led Zeppelin. Музыкант и заядлый коллекционер предметов искусства,сказал,что картина Лейтона вдохновляла его в молодые годы.
Легенда рок-музыки Джимми Пейдж впервые в жизни получил возможность увидеть вблизи картину,которая восхищала его в молодости. Фото: Alex Lentati
«Я столкнулся с творчеством прерафаэлитов ещё подростком. Некоторое время посещал художественный колледж,но теми картинами,что мне нравились,тогда пренебрегали. Так что я восхищался мастерством членов Братства издали», — сказал 72-летний композитор.