Мишу Брусиловского называли «пионером уральского неофициального искусства». Его творчество сравнивали с Матиссом и Пикассо. Он входит в топ-50 самых дорогих российских художников. 3 ноября 2016 года художник Миша Брусиловский скончался в Екатеринбурге. Ему было 85 лет… А 16 ноября открывается выставка работ художника в Екатеринбурге.
Выдающийся художник, график, монументалист, с годами Миша Брусиловский выработал свой собственный творческий почерк, который делает его работы привлекательными и узнаваемыми. Всю жизнь мастер работал так, как считал нужным; он отвергал каноны соцреализма — самим соцреализмом, а потом и вовсе расстался с этим направлением, предпочитая новаторские, сюрреалистические решения своих работ. Не шел в толпе, но имел собственный взгляд на мир, который шел в резонансе с творчеством Пикассо, Руссо, Григорьева, Фалька… И который оказался близок многим. 16 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется персональная — и увы, посмертная — выставка известного уральского художника Миши Брусиловского, приуроченная к 85-летию мастера.
Миша Брусиловский, «Бегство в Египет». 2000
Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. Его отец был военным инженером; он погиб на фронтах Второй мировой войны. В войну Мишу и его брата Севу отправили в эвакуацию на Южный Урал, в городок Троицк — так Брусиловский впервые оказался на Урале, с которым его впоследствии свяжут жизнь и судьба.
После окончания войны Брусиловские вернулись в Киев. Миша подрабатывал чисткой обуви на привокзальной площади. Удивительно, но на творческий путь будущего художника оказал большое влияние парень, на которого работала группа мальчишек-чистильщиков. Увидев однажды рисунок Миши, этот человек отвез мальчика в интернат для одаренных детей.
Homo Sapiens (вариант 1973 года, одна из самых дорогих проданных картин художника. Фото из анонса одной из выставок)
Миша Брусиловский. «Футбол». 2002
Анатолий Калашников, Миша Брусиловский. «Эдем. День». 2000
В 1945 году Миша поступил в Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко. В 1953 году Брусиловский поехал в Москву, а немного позже переехал в Ленинград, где поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина на факультет графики. По окончании Брусиловсого распределили на Урал, в Свердловск, где художник и остался навсегда.
Миша Брусиловский. «Освенцим». 1987 — 1993 гг.
Советской власти Миша Брусиловский не нравится. Его творчество критикуют, называют «вредным» и «чуждым». Вместе со своим другом Геннадием Мосиным в 1963−64 гг Брусиловский создал картину «1918-й», на которой изобразил вождя пролетариата Владимира Ленина совершенно не в духе признанных канонов соцреализма. Картина стала вызовом первому секретарю правления Союза художников РСФСР Владимиру Серову, который занимался историко-революционной живописью и специализировался на изображении Ленина. Тогда всего один шаг отделял художника от безусловного официального признания, но он выбирает другой путь. И по логике избранного пути от успеха и признания приходит к прочно приклеенному ярлыку «формалиста», что означало идеологическую неполноценность. Как следствие этого, его работы снимают с выставок, а травля становится систематической.
Михаил Брусиловский, Геннаий Мосин. «1918-й». 1963−64гг
Долгие годы Миша Брусиловский «не совпадал» с «политикой партии», продолжая работать вне коньюктуры. Наступила перестройка, и работы Брусиловского заметили за границей. Первым прорывом стала ретроспективная выставка в парижской галерее Гарика Басмаджяна в 1989−90гг. Французская публика восторженно приняла работы Брусиловского, а его имя в прессе упоминалось наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым и Владимиром Янкилевским.
Миша Брусиловский. «Красная шапочка и серый волк», 2000 г., ниже — первая версия сюжета, созданная в 1970-х.
Дальше был год в США, после которого художник приехал в родной Свердловск с большим творческим подъемом. Он переписывает ряд своих работ в новом ключе. «Похищение Европы», «Леда и Лебедь», «Красная Шапочка», «Коты», «Наездница», «Охота на львов», библейские мотивы, особенно «Пётр и петух», и даже знаменитая трагическая композиция «Пьета. Жертвам войны» в новом прочтении (но ни в коем случае не повторении) воспринимаются в гармонии контрастов, а не как их многостилевое противоборство.
Миша Брусиловский. «Леда и Лебедь». 1967
Миша Брусиловский. «Леды и Лебедь». 2000
В 2008 году в Екатеринбурге открылся необычный памятник «Горожане. Разговор». Скульптурная группа, расположенная в сквере на углу проспекта Ленина и улицы Мичурина, выполнена скульптором Андреем Антоновым. Она изображает трех друзей — знаменитых уральских художников Михаила Брусиловского (в центре), Виталия Воловича (справа) и Германа Метелева, ведущих оживленную беседу прямо посреди улицы.
Миша Брусиловский. «Похищение сабинянок». 1989
До конца года в Екатеринбурге планируют открыть музей Миши Брусиловского. Мэр Екатеринбурга, Евгений Ройзман, в интервью прессе сообщил, что передаст новому музею свою коллекцию работ Брусиловского, и выразил надежду на то, что подобным образом поступят и другие коллекционеры произведений художника.
Миша Брусиловский. «Самсон и Далила». 2008 г.
Ретроспективная выставка работ Миши Брусиловского в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдет с 16 ноября по 11 декабря 2016 года. Зрителям представят 44 большеформатные картины, созданные художником в период с 1970-х и до наших дней. В частности, публика увидит знаковые произведения мэтра, среди которых — монументальные полотна «1918-й год» из собрания ЕМИИ, «Император Николай Второй», «Несение креста», «Благовещение» и другие работы на библейские и мифологические сюжеты.
Миша Брусиловский. «Император Николай Второй». 2014
Источник: Е1.ru
Титульная иллюстрация: Миша Брусиловский. Портрет
Татьяны Федоровны и Миши Шаевича. 1968 (фрагмент). При подготовке использованы материалы из книги «Миша Брусиловский. Мир Художника» (2002 г. Автор-составитель Александр Рюмин. «Уральский золотой фонд» и издательство журнала «Наше Наследие»).