Дата смерти Микеланджело Буонаротти всегда почитается во Флоренции, но в нынешнем году случай особый: во-первых, в этом году 18 февраля исполнилась 450-я годовщина смерти мастера, а во-вторых — вспоминаем о 150-летии Флоренции в качестве столицы (Тосканского герцогства и немножко — Италии). Так что размах живописных чествований и торжества искусств — поистине небывалый! Для вас — путеводитель по выставке о Микеланджело и по целому арт-году во Флоренции.
"Рас-познание" Микеланджело: на сцену выходят художники и фотографы
Вместе с Fratelli Alinari I.D.E.A. S.p.A. галерея Академии подготовила выставку «Рас-познать Микеланджело» (Getting Reacquainted with Michelangelo), которая призвана раскрыть тему восприятия Микеланджело и обновленного интереса к его творчеству с XIX века до нашего времени. Экспонатами такой выставки стали работы скульпторов, художников и фотографов, для которых Буонаротти был одних из главных ориентиров и творческих законодателей.
Маршрут экспозиции берет начало среди работ, посвященных личности Микеланджело: здесь представлены портреты, статуи и исследования личности художника (включая работы Эжена Делакруа (Eugène Delacroix) и Огюста Родена (Auguste Rodin)).
Маршрут экспозиции берет начало среди работ, посвященных личности Микеланджело: здесь представлены портреты, статуи и исследования личности художника (включая работы Эжена Делакруа (Eugène Delacroix) и Огюста Родена (Auguste Rodin)).
Микеланджело в своей студии
1850, 40×32 см
В истории искусства уж неоднократно отмечалось влияние Микеланджело на художников Анри Матисса (Henri Matisse), Медардо Россо (Medardo Rosso), Карло Моллино (Carlo Mollino), а также на выдающихся фотографов Эммануэля Суже (Emmanuel Sougez), Герберта Листа (Herbert List) и Хорста П. Хорста (Horst P. Horst), Тано Феста (Tano Festa), Паоло Монти (Paolo Monti), Антониа Мула (Antonia Mulas) и, наконец, Хельмута Ньютона (Helmut Newton) и Габриэль Басилико (Gabrielle Basilico).
Заканчивается экспозиция обращением к актуальной для XX века теме «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В этой части выставки представлены работы Карен Кнорр (Karen Knorr), Лизы Сарфати (Lisa Sarfati) и Тима Парчикова (Tim Parchikov), а также подчеркнуто влияние стиля Микеланджело на традицию постановочной фотографии у Франка Хорвата (Frank Horvat), Йоссефа Набила (Youssef Nabil) и — кого бы вы думали? — Ким Ки Дука (Kim Ki Duk).
Выставка продлится до 18 мая.
Заканчивается экспозиция обращением к актуальной для XX века теме «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В этой части выставки представлены работы Карен Кнорр (Karen Knorr), Лизы Сарфати (Lisa Sarfati) и Тима Парчикова (Tim Parchikov), а также подчеркнуто влияние стиля Микеланджело на традицию постановочной фотографии у Франка Хорвата (Frank Horvat), Йоссефа Набила (Youssef Nabil) и — кого бы вы думали? — Ким Ки Дука (Kim Ki Duk).
Выставка продлится до 18 мая.
Отдельным пунктом выставки стала фотография. Очевидно, что именно она решающим образом повлияла на всплеск интереса к мастерам прошлого и, в частности, к Микеланджело, в XIX—XX веках. Идеей организаторов было показать функции фотографии и как способа документирования и распространения информации, и как мощного инструмента анализа и интерпретации.
Две новые комнаты в дополнение к залу Микеланджело
Поклонникам Микеланджело наверняка известна Академия изящных искусств во Флоренции — ведь именно здесь с 1873 года «проживают» «Пленники», «Давид», «Святой Матфей». Для них было сконструировано специальное помещение, в котором они и стоят по сей день.К 450-летию со дня смерти Микеланджело приурочено открытие двух новых комнат в Академии изящных искусств — комнаты № 33 и № 34. Они расположены прямо перед 35 залом, полностью посвященным Микеланджело, и содержат классические скульптуры античности, которые оказали влияние на формирование Микеланджело как художника. В основном, это греческие скульптурные портреты философов, ораторов, политиков. Во второй же комнате — фигуры из сада Сан Марко, который во времена Микеланджело был создан и принадлежал Медичи; именно среди этих фигур 13-летний художник изучал классическую скульптуру. Вокруг экспонатов нет ограждений, что позволяет подходить к ним сколь угодно близко и разглядывать их с любых углов.
С момента создания в 1504 году и примерно до конца XIX века «Давид» стоял на площади Синьории во Флоренции и считался символом Флорентийской республики. Пятиметровая мраморная статуя никак не была защищена ни от ветра и осадков, ни от вандалов.
В 1873 году ее наконец перенесли с площади в музей — туда, где традиционно хранятся шедевры, и таким образом «социальная жизнь» «Давида» приобрела некую упорядоченность и подобающую благопристойность.
А что же с праздником самой Флоренции? 2014 здесь — год искусства, не иначе!
Арт-событий запланировано столько, что добрые флорентийцы даже сделали мобильное приложение, которое поможет сориентироваться и ничего не пропустить. Ну, а мы кратко введем вас в курс дела. Итак, чем радует Флоренция в 2014:
1. Только раз в жизни. Сокровища архивов и библиотек Флоренции — в Palatine Gallery, Pitti Palace (28 января — 27 апреля).
Три архивных документа Микеланджело, рисунок Рафаэля, свидетельство о рождении Леонардо да Винчи, записанная лекция Галилея о дантовом Аде… Какие тут могут быть комментарии?
Три архивных документа Микеланджело, рисунок Рафаэля, свидетельство о рождении Леонардо да Винчи, записанная лекция Галилея о дантовом Аде… Какие тут могут быть комментарии?
2. Комнаты музы. Изображения эпохи барокко
из коллекции Франческо Молинари Праделли — Галерея Уффици (11 февраля — 11 мая).
Коллекция живописи великого итальянского дирижера Франческо Праделли, объехавшего чуть ли не всю планету. В собрании, в частности, — полотна Гвидо Каньаччи, Бернардо Строцци и Себастиано Риччи.
Коллекция живописи великого итальянского дирижера Франческо Праделли, объехавшего чуть ли не всю планету. В собрании, в частности, — полотна Гвидо Каньаччи, Бернардо Строцци и Себастиано Риччи.
3. Узнай Микеланджело. Скульптура Буонаротти в фотографии и живописи с XIX века до сегодня — Галерея Академии (18 февраля — 18 мая).
Чуть выше мы постарались объяснить, почему фотография так важна в вопросах истории искусства.
Чуть выше мы постарались объяснить, почему фотография так важна в вопросах истории искусства.
4. Расходящиеся пути в маньеризме — дворец Строцци — Понтормо и Россо Фиорентино (8 марта — 20 июля)
Эти некогда «еретические» художники XVI в., — одни из создателей нового стиля живописи под названием «новая маньера», вышедшей из искусства Возрождения и проложившей путь к барокко. Картины, «гастролировавшие» по миру, вернулись во Флоренцию, и некоторые были отреставрированы специально к выставке. Одно из важнейших событий года!
5. Баччо Бандинелли, скульптор и учитель (1493−1560) — Национальный музей Баргелло (9 апреля — 13 июля).
Подобно Микеланджело, Бандинелли считался величайшим скульптором своего времени (в XVI веке) и, определенно, это важнейшая фигура для флорентийской скульптуры. На выставке можно полюбоваться его рисунками, картинами и отпечатками, литьеми т. п.
6. Священное великолепие. Сокровище «часовни мощей» в Питти Палаццо — Музей серебра, Питти Палаццо (20 мая — 28 сентября).
Одно из величайших собраний священных сокровищ в Европе будет озарять посетителей своим сиянием все лето, а захлопнется крышка волшебного сундука в середине осени, чтобы открыться в следующий раз, как и полагается святыням, неизвестно когда.
7. Якопо Лигоцци, «сверхуниверсальный художник» — Галерея Палатин, Питти Палаццо (27 мая — 28 сентября).
Выставка впервые систематически представляет творчество художника Якопо Лигоцци, подчеркивая многообразие его деятельности, а также многогранность и универсальность его фигуры в истории Флоренции.
8. Чистое, простое и естественное в искусстве Флоренции между V и XVII веками — Галерея Уффици, Питти Палаццо (17 июня — 2 ноября).
Тесное и яркое переплетение живописи и скульптуры: 9 секций, 80 работ и 35 художников.
9. «The luck of the primitives». Самые сливки из итальянских коллекций живописи периодаXVIII—XIX веков — Галерея Академии (24 июня — 8 декабря).
Выставка представляет собой критически-библиографическое исследование в области итальянской истории вкуса и коллекционирования указанного периода.
10. «Огни двадцатого века». Подготовка к открытию будущей Галереи Современного Искусства в Питти Палаццо (30 сентября — 11 января 2015).
Празднование столетия со дня открытия первой секции современного искусства (1914) в музее — в форме выставки искусства XX столетия. При этом организаторы обещают, что это будет больше, чем просто выставка: из музейных закромов извлекут шедевры, до сих пор прозябавшие там, с тем, чтобы больше их не прятать — теперь они наполнят жизнью верхний этаж первого флорентийского музея, посвященного двадцатому веку в Италии.
Подобно Микеланджело, Бандинелли считался величайшим скульптором своего времени (в XVI веке) и, определенно, это важнейшая фигура для флорентийской скульптуры. На выставке можно полюбоваться его рисунками, картинами и отпечатками, литьем
6. Священное великолепие. Сокровище «часовни мощей» в Питти Палаццо — Музей серебра, Питти Палаццо (20 мая — 28 сентября).
Одно из величайших собраний священных сокровищ в Европе будет озарять посетителей своим сиянием все лето, а захлопнется крышка волшебного сундука в середине осени, чтобы открыться в следующий раз, как и полагается святыням, неизвестно когда.
7. Якопо Лигоцци, «сверхуниверсальный художник» — Галерея Палатин, Питти Палаццо (27 мая — 28 сентября).
Выставка впервые систематически представляет творчество художника Якопо Лигоцци, подчеркивая многообразие его деятельности, а также многогранность и универсальность его фигуры в истории Флоренции.
8. Чистое, простое и естественное в искусстве Флоренции между V и XVII веками — Галерея Уффици, Питти Палаццо (17 июня — 2 ноября).
Тесное и яркое переплетение живописи и скульптуры: 9 секций, 80 работ и 35 художников.
9. «The luck of the primitives». Самые сливки из итальянских коллекций живописи периода
Выставка представляет собой критически-библиографическое исследование в области итальянской истории вкуса и коллекционирования указанного периода.
10. «Огни двадцатого века». Подготовка к открытию будущей Галереи Современного Искусства в Питти Палаццо (30 сентября — 11 января 2015).
Празднование столетия со дня открытия первой секции современного искусства (1914) в музее — в форме выставки искусства XX столетия. При этом организаторы обещают, что это будет больше, чем просто выставка: из музейных закромов извлекут шедевры, до сих пор прозябавшие там, с тем, чтобы больше их не прятать — теперь они наполнят жизнью верхний этаж первого флорентийского музея, посвященного двадцатому веку в Италии.