Регистрация

Флоренция: год искусства и чествование Микеланджело

Мне нравится4       0  
Дата смерти Микеланджело Буонаротти всегда почитается во Флоренции, но в нынешнем году случай особый: во-первых, в этом году 18 февраля исполнилась 450-я годовщина смерти мастера, а во-вторых — вспоминаем о 150-летии Флоренции в качестве столицы (Тосканского герцогства и немножко — Италии). Так что размах живописных чествований и торжества искусств — поистине небывалый! Для вас — путеводитель по выставке о Микеланджело и по целому арт-году во Флоренции.

"Рас-познание" Микеланджело: на сцену выходят художники и фотографы

Вместе с Fratelli Alinari I.D.E.A. S.p.A. галерея Академии подготовила выставку «Рас-познать Микеланджело» (Getting Reacquainted with Michelangelo), которая призвана раскрыть тему восприятия Микеланджело и обновленного интереса к его творчеству с XIX века до нашего времени. Экспонатами такой выставки стали работы скульпторов, художников и фотографов, для которых Буонаротти был одних из главных ориентиров и творческих законодателей.
Маршрут экспозиции берет начало среди работ, посвященных личности Микеланджело: здесь представлены портреты, статуи и исследования личности художника (включая работы Эжена Делакруа (Eugène Delacroix) и Огюста Родена (Auguste Rodin)).
В истории искусства уж неоднократно отмечалось влияние Микеланджело на художников Анри Матисса (Henri Matisse), Медардо Россо (Medardo Rosso), Карло Моллино (Carlo Mollino), а также на выдающихся фотографов Эммануэля Суже (Emmanuel Sougez), Герберта Листа (Herbert List) и Хорста П. Хорста (Horst P. Horst), Тано Феста (Tano Festa), Паоло Монти (Paolo Monti), Антониа Мула (Antonia Mulas) и, наконец, Хельмута Ньютона (Helmut Newton) и Габриэль Басилико (Gabrielle Basilico).
Заканчивается экспозиция обращением к актуальной для XX века теме «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В этой части выставки представлены работы Карен Кнорр (Karen Knorr), Лизы Сарфати (Lisa Sarfati) и Тима Парчикова (Tim Parchikov), а также подчеркнуто влияние стиля Микеланджело на традицию постановочной фотографии у Франка Хорвата (Frank Horvat), Йоссефа Набила (Youssef Nabil) и — кого бы вы думали? — Ким Ки Дука (Kim Ki Duk).
Выставка продлится до 18 мая.
Микеланджело Буонарроти. Пьета (Оплакивание Христа)
Отдельным пунктом выставки стала фотография. Очевидно, что именно она решающим образом повлияла на всплеск интереса к мастерам прошлого и, в частности, к Микеланджело, в XIX—XX веках. Идеей организаторов было показать функции фотографии и как способа документирования и распространения информации, и как мощного инструмента анализа и интерпретации.

Две новые комнаты в дополнение к залу Микеланджело

Поклонникам Микеланджело наверняка известна Академия изящных искусств во Флоренции — ведь именно здесь с 1873 года «проживают» «Пленники», «Давид», «Святой Матфей». Для них было сконструировано специальное помещение, в котором они и стоят по сей день.
К 450-летию со дня смерти Микеланджело приурочено открытие двух новых комнат в Академии изящных искусств — комнаты № 33 и № 34. Они расположены прямо перед 35 залом, полностью посвященным Микеланджело, и содержат классические скульптуры античности, которые оказали влияние на формирование Микеланджело как художника. В основном, это греческие скульптурные портреты философов, ораторов, политиков. Во второй же комнате — фигуры из сада Сан Марко, который во времена Микеланджело был создан и принадлежал Медичи; именно среди этих фигур 13-летний художник изучал классическую скульптуру. Вокруг экспонатов нет ограждений, что позволяет подходить к ним сколь угодно близко и разглядывать их с любых углов.



С момента создания в 1504 году и примерно до конца XIX века «Давид» стоял на площади Синьории во Флоренции и считался символом Флорентийской республики. Пятиметровая мраморная статуя никак не была защищена ни от ветра и осадков, ни от вандалов.

В 1873 году ее наконец перенесли с площади в музей — туда, где традиционно хранятся шедевры, и таким образом «социальная жизнь» «Давида» приобрела некую упорядоченность и подобающую благопристойность.

А что же с праздником самой Флоренции? 2014 здесь — год искусства, не иначе!

Арт-событий запланировано столько, что добрые флорентийцы даже сделали мобильное приложение, которое поможет сориентироваться и ничего не пропустить. Ну, а мы кратко введем вас в курс дела. Итак, чем радует Флоренция в 2014:

1. Только раз в жизни. Сокровища архивов и библиотек Флоренции — в Palatine Gallery, Pitti Palace (28 января — 27 апреля).
Три архивных документа Микеланджело, рисунок Рафаэля, свидетельство о рождении Леонардо да Винчи, записанная лекция Галилея о дантовом Аде… Какие тут могут быть комментарии?

2. Комнаты музы. Изображения эпохи барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
из коллекции Франческо Молинари Праделли — Галерея Уффици (11 февраля — 11 мая).
Коллекция живописи великого итальянского дирижера Франческо Праделли, объехавшего чуть ли не всю планету. В собрании, в частности, — полотна Гвидо Каньаччи, Бернардо Строцци и Себастиано Риччи.

3. Узнай Микеланджело. Скульптура Буонаротти в фотографии и живописи с XIX века до сегодня — Галерея Академии (18 февраля — 18 мая).
Чуть выше мы постарались объяснить, почему фотография так важна в вопросах истории искусства.


4. Расходящиеся пути в маньеризме — дворец Строцци — Понтормо и Россо Фиорентино (8 марта — 20 июля)
Эти некогда «еретические» художники XVI в., — одни из создателей нового стиля живописи под названием «новая маньера», вышедшей из искусства Возрождения и проложившей путь к барокко. Картины, «гастролировавшие» по миру, вернулись во Флоренцию, и некоторые были отреставрированы специально к выставке. Одно из важнейших событий года!

5. Баччо Бандинелли, скульптор и учитель (1493−1560) — Национальный музей Баргелло (9 апреля — 13 июля).
Подобно Микеланджело, Бандинелли считался величайшим скульптором своего времени (в XVI веке) и, определенно, это важнейшая фигура для флорентийской скульптуры. На выставке можно полюбоваться его рисунками, картинами и отпечатками, литьем и т. п.

6. Священное великолепие. Сокровище «часовни мощей» в Питти Палаццо — Музей серебра, Питти Палаццо (20 мая — 28 сентября).
Одно из величайших собраний священных сокровищ в Европе будет озарять посетителей своим сиянием все лето, а захлопнется крышка волшебного сундука в середине осени, чтобы открыться в следующий раз, как и полагается святыням, неизвестно когда.

7. Якопо Лигоцци, «сверхуниверсальный художник» — Галерея Палатин, Питти Палаццо (27 мая — 28 сентября).
Выставка впервые систематически представляет творчество художника Якопо Лигоцци, подчеркивая многообразие его деятельности, а также многогранность и универсальность его фигуры в истории Флоренции.

8. Чистое, простое и естественное в искусстве Флоренции между V и XVII веками — Галерея Уффици, Питти Палаццо (17 июня — 2 ноября).
Тесное и яркое переплетение живописи и скульптуры: 9 секций, 80 работ и 35 художников.

9. «The luck of the primitives». Самые сливки из итальянских коллекций живописи периода XVIII—XIX веков — Галерея Академии (24 июня — 8 декабря).
Выставка представляет собой критически-библиографическое исследование в области итальянской истории вкуса и коллекционирования указанного периода.

10. «Огни двадцатого века». Подготовка к открытию будущей Галереи Современного Искусства в Питти Палаццо (30 сентября — 11 января 2015).
Празднование столетия со дня открытия первой секции современного искусства (1914) в музее — в форме выставки искусства XX столетия. При этом организаторы обещают, что это будет больше, чем просто выставка: из музейных закромов извлекут шедевры, до сих пор прозябавшие там, с тем, чтобы больше их не прятать — теперь они наполнят жизнью верхний этаж первого флорентийского музея, посвященного двадцатому веку в Италии.
КомментироватьКомментарии
HELP