«Венера с выдвижными ящиками» и «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» — 29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников. И, хотя эпохальные работы Дали — в фокусе внимания, экспозиция призвана убедительно показать зрителям то, что не Дали единым жив испанский сюрреализм
.
Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX до конца XX века. Впервые российские зрители получат возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.
Анхелес Сантос Торроэлья «Планета Земля» (1929)
Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».
Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».
Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, и в первую очередь — о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.
Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.
Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.
Анжель Планельс-и-Круаньяс, «Тоскующий моряк» (1962)
Древняя культура Ампурданской долины, ее замки и деревеньки, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж
, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников особое своеобразие, позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. На выставке в Эрмитаже это можно будет проследить, обратив внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого.
Жоан Массанет-и-Жули, «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935−1936)
Три небольших городка — Пуболь, Кадакес и Фигерас — образуют на карте Каталонии треугольник, основание которого приходится на долину Ампурдана. Этот треугольник называют «далинийским». «Ампурданский треугольник Дали» — под таким названием в Каталонии проводят многочисленные экскурсионные туры по местам, где жил и работал великий сюрреалист. Однако, помимо Дали, Ампурдан дал толчок к развитию множества художественных талантов, и многие будут представлены на выставке в Эрмитаже.
Сальвадор Дали Доменек, «Ретроспективный женский бюст» (1933−1970)
«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой. Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.
Анжель Планельс Круаньяс «Луна на берегу моря» (1947)
О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.
Изысканный труп
1935
«…Наше детство и отрочество — это Фигерас и Кадакес. Фигерас — самое сердце ампурданской долины. Кадакес — побережье; этот маленький город смотрится в Средиземное море, как в зеркало. Оба эти пейзажа, ампурданский и средиземноморский, навеки запавшие нам в души, будут повторяться и повторяться на полотнах брата во всех любовно выписанных подробностях…"
Ана Мария Дали
Эварист Вальес-и-Ровира «Свет в эвклидовом пространстве» (1948)
Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением».
Экспозиция, которую готовили целых четыре года, организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, муниципалитами Жироны и Фигереса.
Выставка «Сюрреализм
в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» в Государственном Эрмитаже
откроется 29 октября и будет работать до 5 февраля 2017 года.