Пока американцы готовятся исследовать творчество Кандинского в Музее Гуггенхайма (выставка открывается в конце июня), итальянцы открывают для себя его шаманские корни. До 6 июля в городе Верчелли будет работать выставка «Кандинский: художник как шаман», демонстрируя и работы Павла Филонова, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Александры Экстер. Сложно сказать, знают ли жители славного города, кто такие шаманы, но представление об абстракционизме наверняка имеют.
Экспозиция призвана продемонстрировать «шаманские» корни пионеров абстрактного искусства, а именно тот интерес, который испытывали эти художники к традициям, народным обрядам и фольклору в целом. Отмечу, что в отношении Кандинского «шаманские корни» не метафора. Согласно одной из версий, в роду Кандинских шаманы имелись. В. Бараев, в своей книги о Кандинском пишет, что «генная память взыграла в Кандинском в экстазе вдохновения, которое можно сравнить с шаманским вознесением в верхний мир во время камлания».
А известная американская исследовательница Пег Вейсс в книге «Кандинский и Старая Россия. Художник как этнограф и шаман» высказалась, что «в процессе творческого акта художник, как и шаман, оживлял полотно, вызывая вибрацию души сначала у самого себя, потом у зрителя». Вейсс сравнивает картины Кандинского с искусством «примитивных народов». Так, в частности, зарисовках 1924 года варьируются темы всадника-шамана, змеи, круга; для овальных работ 1925−1928 годов характерным является четырехчастное членение композиции, соответствующее языческим представлениям о Верхнем и Нижнем мирах.
Ядро экспозиции составят произведения из коллекции Государственного Русского музея, который недавно установил связи по культурному обмену с городом Верчелли.
Кроме работ Василия Кандинского, представлены картины его прославленных современников Павла Филонова, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Александры Экстер и др. из музейных коллекций и частных собраний.
Посетители могут увидеть такие знаменитые шедевры, как «Красная церковь», «Картина с остриями» и «Золотое облако» Кандинского, «Две девочки» Филонова, «Лучистый пейзаж» Ларионова, «Днестровские пороги» Бурлюка.
Кроме того, в экспозиции находятся произведения русского народного декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков: прялки, сундуки, санки, наличники. Для Верчелли — тоже некое «шаманство»!
Выставка открыта в бывшей церкви Святого Марка, построенной в 1266-м, а в ноябре 2007-го переданной под музей венецианской коллекции Пегги Гуггенхайм и ныне известной как Arca di Vercelli.
Напомню, что Василия Кандинского считают одним из основоположников абстракционизма и он является одним из самых плодовитых художников прошлого века. Сегодня его работы находятся в престижнейших музеях и галереях мира, в том числе в галерее Эрнста Байелера (Базель), Национальная художественная галерея (Вашингтон), коллекция баронессы Тиссен (Мадрид), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Музей современного искусства и Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк)…
Пользуются успехом работы Кандинского и на аукционах. В прошлом году Кандинский «сорвал банк» на Christie’s — «Эскиз к импровизации 3», изображающий Святого Георгия, поражающего змея, ушел с молотка за £13 501 000. А «Эскиз к импровизации № 8» был в 2012 году продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные для произведений Кандинского 23 миллиона долларов. Предыдущий рекорд установила другая картина Кандинского «Фуга», проданная в 1990 году за 20,9 миллиона долларов.