Аукционный дом Phillips New York этой осенью делает большую ставку на полотна Роя Лихтенштейна, одно из которых находилось в престижной частной коллекции. Оно было продано семье Раш галереей Лео Кастелли в 1994 году — сразу после создания. В отличие от других «голубых фишек» — шедевров, которые будут выставлены на торги в этом сезоне — у этой картины с восьмизначной ценой интересная и трагическая судьба.
Phillips не скрывает тот факт, что психически неуравновешенная женщина повредила холст во время выставки в Художественной галерее австрийского Брегенца в 2005 году.
Писатель Грэм Бадер так описал этот случай в своей книге «Зеркальный зал: Рой Лихтенштейн и лица в живописи 1960-х»:
В 2005 году, за день до закрытия самой успешной выставки в своей истории, галерея в австрийском Брегенце стала местом резни. Экспозиция, о которой идёт речь, называлась «Рой Лихтенштейн: классика нового», жертва — картина 1994 года «Обнажённые в зеркале». Преступница была вооружена отвёрткой, аэрозольной краской и карманным ножом. Это была 35-летняя бывшая проститутка из Мюнхена, страдающая, как потом сообщалось, шизофренией. Газеты писали, что злоумышленницей двигало убеждение, что картина на самом деле фальшивка, а не «подлинник Роя Лихтенштейна». Это заявление куратор выставки, оскорблённый подозрениями, конечно же немедленно опроверг.
Обольстительница
1996, 127×182.8 см
После нападения на полотне остались четыре 30-сантиметровых косых надреза. После этого картина попала в руки реставраторам, которые искусно «залатали раны» и теперь с внешней стороны их практически не видно. Об этом пишет artnet News со ссылкой на Скотта Нюссбаума, главу департамента аукционного дома и старшего вице-президента по современному искусству и произведениям XX века.
Нюссбаум уверяет, восстановление было «проведено великолепно» и повреждения видны только на обратной стороне холста: «Они почти как боевые шрамы».
Из каталога Phillips, посвящённого вечерней распродаже современного искусства и произведений XX века. Фото: Phillips
Вообще-то эксперты Phillips настаивают, что акт вандализма стал неотъемлемой частью истории картины — и одно только это повышает её ценность среди всех произведений Лихтенштейна.
«Это неизгладимая часть прошлого этой работы и часть истории вандализма в отношении шедевров в целом», — подчёркивает Скотт Нюссбаум.
Представляя «Обнажённых в зеркале» в своём каталоге, Phillips приводит аналогичные случаи в истории искусств. Среди них — вандализм арт-дилера Тони Шафрази в отношении «Герники» Пабло Пикассо в 1974 году, нападение на «Ночной дозор» Рембрандта в 1975-м, многочисленные агрессии против Джоконды, а также атака на картину Барнетта Ньюмана в Городском музее Амстердама в 1986-м.
Медсестра
1964, 121.9×121.9 см
Станут ли покупатели делать ставки? Согласно artnet Price Database, аналогичная работа Лихтенштейна — «Обольстительница» (1996), — три года назад была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 31,5 млн долларов при оценке в 22 — 28 миллионов. Абсолютный аукционный рекорд для работ этого художника составляет 95,4 млн долларов. За такую цену в ноябре 2015 года тот же Christie’s продал «Медсестру», написанную в 1964 году.
Вечерняя распродажа современного искусства и произведений XX века пройдёт в Нью-Йорке 16 ноября.
По материалам artnet News