Читаем: «Сквот — нелегально занятое помещение или здание, превращенное в коллективное жилье и место для занятий творчеством». Из старого особняка на нынешней улице Михайловской (рядом с Майданом — улочка поднимается от него к Софиевской площади), как из гоголевской шинели, «вышли» практически все самые именитые отечественные художники контемпорари. Там родилась украинская «новая волна». Сквот существовал всего пять лет - с 1990 по 1994 гг. включительно. Врочем, это огромный срок для существования отечественных неформальных культурных центров, даже если бы речь шла не о «самозахваченных» зданиях.
Художник Олег Голосий сам был «музой» «Парижской коммуны». Но окончательно это стало понятно, увы, после его трагической гибели.
На фото запечатлены последствия пожара в актовом зале Академии искусств в 1992 г. В контексте выставки изображение пожара в Академии является метафорой обновления, когда художники искали перемен в собственной худпрактике. Эта работа также символизирует упадок старой системы советской академической живописи и поиск новых возможностей (наряду с невозможностью бегства).
Во время перформанса «Пер Лашез на Карла Маркса, или Расстрел парижских коммунаров» художники — в основном, жители сквота Парком, — устроили «криминальные разборки» на ул. К. Маркса в Киеве (сегодня — ул. Городецкого, на которой находится Администрация Президента Украины). Символический «расстрел» обозначил ликвидацию сквота и стал акцией протеста.
Юрий Соломко. Поцелуй украдкой, 1991. Офсетная ламинированная карта на холсте, масло. Из коллекции Натальи Заболотной.
Одна из первых работ, созданных Соломко на основе карт. Идея родилась случайно. Путешествуя по Крыму, художник пытался купить местную карту. Но полки магазинов оказались завалены политическими картами мира, по которым учились в школах. Их художник и стал брать за основу для своих произведений. Сюжет настоящей композиция позаимствован с одноименной картины французского художника 18 ст. Жана Оноре Фрагонара. В работе Соломко фривольная сценка из светской жизни неожиданно приобретает неоднозначный политический контекст: Запад заигрывает с Востоком, а может, наоборот.
На переднем плане (вверху) — работа Валерии Трубиной «Небесный хор». Холст, масло, эмаль, 1989. Из частной коллекции Игоря Воронова.
Рано умерший Александра Гнилицкий — настоящая легенда украинского современного искусства наряду с Олегом Голосием.
Вечный «анфан террибль» украинского совриска Илья Чичкан пославился неуемной фантазией и эпатажностью. А на Паркоме именно он устраивал самые зажигательные вечеринки.
Валерия Трубина, Шарфик Ганса. Холст, масло, эмаль, 1991. Из коллекции Петра Багрия.
Андрей Казанжий, Катины ресницы. Холст, масло, нач. 1990-х. Из колекции Анатолия Дымчука.
Дмитрий Дульфан, Лепа Умер. Холст, масло, 1990. Из колекции Анатолия Дымчука.
Александр Ройтбурд, Движение в сторону моря (Корабль дураков). Холст, масло, 1989. Работа предоставлена Дирекцией выставок НСХУ.
Одессит Александр Ройтбурд был частым гостем Паркома. В этой работе художник цитирует известную картину Босха «Корабль дураков». В современном культурологическом аспекте «корабль дураков» становится олицетворением «инакости». Все «инакие» в символическом пространстве полотна Ройтбурда расцениваются как «избранные». Созданная во время резиденции 1988 г. в Седневе, работа является метафорой объединения и формирования арт-сообщества.
Олег Голосий был «душой» Паркоммуны. Сегодня сама его жизнь и смерть является одним из краеугольных мифов нарождающейся мифологии украинского совриска.
Максим Мамсиков, Нора. Холст, масло, 1992. Из коллекции А.В.Березнякова.
По словам кураторов выставки, эта картина передает тревожное предчувствие «заката» эпохи «Парижской коммуны».
Завершает выставку — становясь ее смысловым крещендо, — последняя работа, написанная Олегом Голосием. Вскоре после его гибели не стало и Паркома.
Фото с выставки — автора репортажа