войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Отреставрированная часть Гентского алтаря представлена публике

Музей изящных искусств в бельгийском Генте объявил о завершении первой фазы реставрации легендарного алтаря «Поклонение Мистическому Агнцу», более известного как Гентский алтарь. Произведение братьев Губерта и Яна ван Эйков за 600 лет своего существования было разделено на части, похищено Наполеоном, затем нацистами, хранилось в соляной шахте, становилось добычей воров, но всегда чудесным образом возвращалось на место — в кафедральный собор Святого Бавона.
Отреставрированная часть Гентского алтаря представлена публике
Ныне мы можем полюбоваться пышностью и яркими красками восстановленных фрагментов, а заодно освежить историю шедевра, который многие считают вторым по значимости после «Моны Лизы» да Винчи.
Отреставрированная часть Гентского алтаря представлена публике
Кампания по восстановлению Гентского алтаря началась в октябре 2012 года. Сейчас специалисты Королевского института культурного наследия Бельгии завершили реставрацию внешних панелей створок
Фрагмент сцены Благовещения (Дева Мария) на внешних панелях Гентского алтаря
Фрагмент сцены Благовещения (Дева Мария) на внешних панелях Гентского алтаря
Реставраторы Королевского института культурного наследия Бельгии за работой. Фото: Philippe Agret
Реставраторы Королевского института культурного наследия Бельгии за работой. Фото: Philippe Agret
Общий вид наружных панелей Гентского алтаря, которые были отреставрированы





В нижнем ряду - порт


Общий вид наружных панелей Гентского алтаря, которые были отреставрированы





В нижнем ряду - портреты заказчика (донатора) Йоса Вейдта и его жены Елизаветы Борлюд, молящихся перед гризайлями с изображением Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, в середине — сцена Благовещения, а в верхней части представлены пророки и пророчицы, предсказавшие пришествие Христа.



Фрагменты гризайлей с изображением Иоанна Крестителя (слева) и Иоанна Богослова (справа)
Фрагменты гризайлей с изображением Иоанна Крестителя (слева) и Иоанна Богослова (справа)
«Нынешнее событие можно сравнить с повторным открытием Сикстинской капеллы Микеланджело после восстановления, — считает Мари Постек из Королевского института культурного наследия. — Подлинник был скрыт под слоями грязи и многократно перекрашен, оригинальные цвета полностью выцвели».
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в раскрытом виде
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в раскрытом виде
Гигантский алтарь размером 4,4 на 3,4 метра, начатый Губертом ван Эйком и законченный его более знаменитым братом Яном, был освящён в мае 1432 года. Тогда Гент, расположенный на севере Бельгии, был одним из богатых европейских центров по торговле шерстью. «Мистический Агнец», изображённый в центре нижней внутренней панели, символизирует Иисуса, а также является эмблемой гильдии торговцев шерстью, которые играли чрезвычайно важную роль в жизни города.
Центральная панель алтаря — «Поклонение Мистическом Агнцу»
Центральная панель алтаря — «Поклонение Мистическом Агнцу»
Впервые алтарь был демонтирован через 134 года после своего открытия. В 1566 году во время Реформаци


Впервые алтарь был демонтирован через 134 года после своего открытия. В 1566 году во время Реформации его перенесли в башню Святого Бавона, спасая от протестантов. Почти 20 лет спустя, когда к власти вернулись католики, панели были установлены на прежнем месте.

В 1781 году крайние створки с изображением Адама и Евы спрятали в церковной библиотеке — после того как австрийский император Иосиф II выразил недовольство тем, что первые люди изображены обнажёнными.

Слева: фрагменты крайней левой и крайней правой створок алтаря с изображением Адама и Евы

Во время наполеоновских войн французы вывезли четыре центральные части алтаря в Париж. Картины вернулись на родину только в 1815 году — после разгрома императора. Позже несколько створок были похищены и оказались в берлинском Кайзер-музее. Запрестольный образ был восстановлен в исходном виде лишь после окончания Первой мировой войны, когда по условиям Версальского договора 1919 года Бельгия получила свои сокровища обратно.
Фрагменты двух боковых панелей: «Воинство Христово» (справа, оригинал) и «Праведные судьи» (слева, к
Фрагменты двух боковых панелей: «Воинство Христово» (справа, оригинал) и «Праведные судьи» (слева, копия 1945 года)
В 1934 году неизвестные украли две из 12-ти внутренних панелей. Одна из них была найдена, но створку с изображением «Праведных судей» обнаружить так и не удалось. В 1945-м её заменили копией работы художника ван дер Фекена, которая дополняет алтарь и по сей день (иллюстрация выше).
Во время Второй мировой войны алтарь был отправлен под защиту Ватикана, но вновь оказался во Франции и его захватили нацисты. Они прятали панели в соляной шахте, где их обнаружили солдаты армии США.
Фрагменты сцены Благовещения на внешних панелях Гентского алтаря. Предполагается, что вид на город п
Фрагменты сцены Благовещения на внешних панелях Гентского алтаря. Предполагается, что вид на город позади Архангела Гавриила (слева), а также на панели рядом соответствует тому, что открывался из окон дома заказчика
В мае 2010 года американский фонд Гетти объявил о планах по восстановлению Гентского алтаря, но сами работы начались лишь два года спустя. Команде из десяти реставраторов пришлось очень деликатно, сантиметр за сантиметром, снимать слои выцветшего лака и следы предыдущих «подкрашиваний», самые ранние из которых датируются 1500-ми годами. На некоторых участках проявились складки драпировок, а под тёмным фоном обнаружилось пространство и свет.
Фрагмент панели «Поющие ангелы» на внутренней части алтаря
Фрагмент панели «Поющие ангелы» на внутренней части алтаря
Сейчас учёные приступили к восстановлению внутренних панелей. Работы проходят в Музее изящных искусств Гента, в студии со стеклянными стенами, где посетители со вторника по пятницу могут наблюдать за действиями реставраторов. В выходные и праздничные дни, когда специалистов нет на месте, картины передвигают максимально близко к стеклянной витрине.
Дополнительная информация о ходе реставрации выкладывается на сайт Ближе к ван Эйку. Там же можно рассмотреть все панели алтаря в максимальном разрешении.
Реставраторы Королевского института культурного наследия Бельгии за работой — фото
Реставраторы Королевского института культурного наследия Бельгии за работой — фото
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Ганс Хайнер Бор. Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
  • Реклама
Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Закончить восстановление Гентского алтаря планируется к 2020 году, который будет посвящён творчеству ван Эйков.
По материалам сайтов closertovaneyck.kikirpa.be, artnet.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: церемония открытия отреставрированных наружных панелей алтаря «Поклонение Мистическому Агнцу» в соборе Святого Бавона. Фото: Emmanuel Dunand / AFP