Московский музей современного искусства презентовал публике сразу две ярких и неординарных выставки. Одна рассказывает о развитии андеграундного искусства в СССР, другая посвящена 90-летию художника Михаила Шварцмана. Эрик Белютин был известен и как основатель необычного объединения, и как коллекционер, о собрании которого (Леонардо?), завещанном Президенту, ходят легенды. А работы Михаила Шварцмана показаны в диалогах с мастерами разных эпох, включая Казимира Малевича. В каждой экспозиции — своя интрига. Заглянем?
Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания
ММОМА совместно с Фондом русского абстрактного искусства представил выставку «Студия „Новая реальность“ (1958−1991). Трансформация сознания». Масштабная ретроспектива одноименного творческого объединения призвана рассказать историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.Основанная после Второй мировой войны, «Новая реальность» замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств
Участники творческого объединения выступали за возрождение традиций активного поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Александру Родченко.
Её основатель, Элий Михайлович Белютин — фигура легендарная и неоднозначная. Талантливый педагог и художник-новатор, Белютин создал уникальные формы творчества и построил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии.
Её основатель, Элий Михайлович Белютин — фигура легендарная и неоднозначная. Талантливый педагог и художник-новатор, Белютин создал уникальные формы творчества и построил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии.
Основу экспозиции составили работы двадцати пяти художников-членов студии: ее основателя, Элия Белютина, и его последователей и учеников, стоявших во главе группы «Новая реальность» — Владислава Зубарева, Тамары Тер-Гевондян, Марии Эсмонт, Елены Радкевич, Веры Преображенской и многих других. В их произведениях проявляются смелые эксперименты с цветом, формой и пространством, характерные для авангардистов начала XX века, а также новаторские идеи самого Белютина.
Владислав Зубарев. «Человечество». 1989−91гг.
Элий Белютин создал и внедрил «Теорию всеобщей контактности» — оригинальную творческую методику для работы с учениками. Одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись уникальные произведения колоссальных масштабов. Члены «Новой реальности» также практиковали совместные творческие пароходные поездки, работали в одной общей мастерской, организовывали выставки, например, в лесу. Всё это представляется уникальным опытом для искусства, и является интереснейшим материалом для современных исследователей.
О фантастической коллекции шедевров мирового искусства Элия Белютина, которую он завещал российскому президенту, читайте в нашем материале!
Александр Крюков. «Освенцим». 1965
Выставка в ММОМА Петровка впервые собрала живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества Студии. Уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии.
Выставка «Студия „Новая реальность“ (1958−1991). Трансформация сознания» в ММОМА на Петровке, 25 (3 этаж)
работает до 15 января 2017 года.
работает до 15 января 2017 года.
Вертограды Михаила Шварцмана
Художник Михаил Шварцман на протяжении творческой жизни последовательно удалялся от подражательного реалистического метода, желая приблизиться к пониманию знаков духовной иерархии. Многочисленные работы Мастера из разных коллекций (государственных и частных) объединены одной кураторской идеей Сергея Хачатурова: показать искусство Михаила Шварцмана в диалогах с историей художественного творчества как прошлого, так и настоящего. Экспозицию приурочили к 90-летию со дня рождения художника.Михаил Шварцман, «Мираж», 1990.
Впервые искусство Михаила Шварцмана показано в активном взаимодействии с мастерами различных эпох. На выставке представлены картины его «собеседников» разных эпох — от Гюбера Робера до Казимира Малевича, от Якова Чернихова до совсем молодых художников, увлеченных натурфилософской проблематикой.
Михаил шварцман, «Давид», 1970
Термин «иератизм», который Михаилом Шварцманом внедрил в контекст актуальной художественной жизни, в переводе с греческого означает «священный». Философия «иератического искусства» начала формироваться еще в 60-х годах, и, в итоге, выразилась в системе знаково-архитектонических кодов. Шварцман сформулировал собственное определение образа-знака: иература. Судьба иерата, по Шварцману, есть видение и познание того, что создал Бог, и воспевание его даров с помощью творчества.
Михаил Шварцман, Цикл «Иературы истины». № 25, Проблема. 1978
«Вертоград» — древняя форма слова «Сад»; в христианской традиции «Вертоград» обозначает Райский Сад. Образ последнего, известный по старинным иконам (Никита Павловец, «Богоматерь Вертоград Заключенный»), будто бы вдохновлял Шварцмана на создание иератур, полных тайн, опыта и знаний Универсума.
Михаил Шварцман, «Двери в небо», 1988
Предоставленный Российской государственной библиотекой эзотерический трактат Роберта Фладда, книги по садоводству, обманки, кинофильм Питера Гринуэя и головокружительные сценические иллюзии в старинных гравюрах помогут познать философские доктрины в искусстве — так, как видит это художник.
Выставка «Вертограды Михаила Шварцмана» в ММОМА на Петровке, 25 работает до 15 января 2017 года.
Подготовлено по материалам пресс-релизов ММОМА. Иллюстрации: ММОМА. Фото с выставки: страница ММОМА в сети Фейсбук; фотограф Никита Бережной.