Регистрация

Искусство советского андеграунда и юбилейная выставка Михаила Шварцмана в ММОМА

Мне нравится2       0  
Московский музей современного искусства презентовал публике сразу две ярких и неординарных выставки. Одна рассказывает о развитии андеграундного искусства в СССР, другая посвящена 90-летию художника Михаила Шварцмана. Эрик Белютин был известен и как основатель необычного объединения, и как коллекционер, о собрании которого (Леонардо?), завещанном Президенту, ходят легенды. А работы Михаила Шварцмана показаны в диалогах с мастерами разных эпох, включая Казимира Малевича. В каждой экспозиции — своя интрига. Заглянем?

Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания

ММОМА совместно с Фондом русского абстрактного искусства представил выставку «Студия „Новая реальность“ (1958−1991). Трансформация сознания». Масштабная ретроспектива одноименного творческого объединения призвана рассказать историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.
Основанная после Второй мировой войны, «Новая реальность» замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств
Участники творческого объединения выступали за возрождение традиций активного поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Александру Родченко.

Её основатель, Элий Михайлович Белютин — фигура легендарная и неоднозначная. Талантливый педагог и художник-новатор, Белютин создал уникальные формы творчества и построил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии.
Основу экспозиции составили работы двадцати пяти художников-членов студии: ее основателя, Элия Белютина, и его последователей и учеников, стоявших во главе группы «Новая реальность» — Владислава Зубарева, Тамары Тер-Гевондян, Марии Эсмонт, Елены Радкевич, Веры Преображенской и многих других. В их произведениях проявляются смелые эксперименты с цветом, формой и пространством, характерные для авангардистов начала XX века, а также новаторские идеи самого Белютина.
Владислав Зубарев. «Человечество». 1989−91гг.
Элий Белютин создал и внедрил «Теорию всеобщей контактности» — оригинальную творческую методику для работы с учениками. Одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись уникальные произведения колоссальных масштабов. Члены «Новой реальности» также практиковали совместные творческие пароходные поездки, работали в одной общей мастерской, организовывали выставки, например, в лесу. Всё это представляется уникальным опытом для искусства, и является интереснейшим материалом для современных исследователей.
О фантастической коллекции шедевров мирового искусства Элия Белютина, которую он завещал российскому президенту, читайте в нашем материале!
Александр Крюков. «Освенцим». 1965
Выставка в ММОМА Петровка впервые собрала живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества Студии. Уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии.
Выставка «Студия „Новая реальность“ (1958−1991). Трансформация сознания» в ММОМА на Петровке, 25 (3 этаж)
работает до 15 января 2017 года.

Вертограды Михаила Шварцмана

Художник Михаил Шварцман на протяжении творческой жизни последовательно удалялся от подражательного реалистического метода, желая приблизиться к пониманию знаков духовной иерархии. Многочисленные работы Мастера из разных коллекций (государственных и частных) объединены одной кураторской идеей Сергея Хачатурова: показать искусство Михаила Шварцмана в диалогах с историей художественного творчества как прошлого, так и настоящего. Экспозицию приурочили к 90-летию со дня рождения художника.
Михаил Шварцман, «Мираж», 1990.
Впервые искусство Михаила Шварцмана показано в активном взаимодействии с мастерами различных эпох. На выставке представлены картины его «собеседников» разных эпох — от Гюбера Робера до Казимира Малевича, от Якова Чернихова до совсем молодых художников, увлеченных натурфилософской проблематикой.
Михаил шварцман, «Давид», 1970

Термин «иератизм», который Михаилом Шварцманом внедрил в контекст актуальной художественной жизни, в переводе с греческого означает «священный». Философия «иератического искусства» начала формироваться еще в 60-х годах, и, в итоге, выразилась в системе знаково-архитектонических кодов. Шварцман сформулировал собственное определение образа-знака: иература. Судьба иерата, по Шварцману, есть видение и познание того, что создал Бог, и воспевание его даров с помощью творчества.

Михаил Шварцман, Цикл «Иературы истины». № 25, Проблема. 1978

«Вертоград» — древняя форма слова «Сад»; в христианской традиции «Вертоград» обозначает Райский Сад. Образ последнего, известный по старинным иконам (Никита Павловец, «Богоматерь Вертоград Заключенный»), будто бы вдохновлял Шварцмана на создание иератур, полных тайн, опыта и знаний Универсума.
Михаил Шварцман, «Двери в небо», 1988
Предоставленный Российской государственной библиотекой эзотерический трактат Роберта Фладда, книги по садоводству, обманки, кинофильм Питера Гринуэя и головокружительные сценические иллюзии в старинных гравюрах помогут познать философские доктрины в искусстве — так, как видит это художник.

Выставка «Вертограды Михаила Шварцмана» в ММОМА на Петровке, 25 работает до 15 января 2017 года.
Подготовлено по материалам пресс-релизов ММОМА. Иллюстрации: ММОМА. Фото с выставки: страница ММОМА в сети Фейсбук; фотограф Никита Бережной.
КомментироватьКомментарии
HELP