Парные портреты сына Богдана Хмельницкого, Тимоша, и его супруги Розанды Лупул-Хмельницкой, украденные 8 февраля 1960 года из Львовского исторического музея, недавно были выставлены на интернет-аукцион Violity: последний владелец даже не подозревал об истинной ценности «полотен с чердака». В дело вмешалась Служба Безопасности Украины. Итак, рассказываем подробности этого детективного сюжета.
Вечером 11 сентября 2016 года на украинском интернет-аукционе Violity появился лот под названием «Находка с чердака». Картина неизвестного автора — небольшой женский портрет
, — фигурировала с ценой в 1 гривну (впрочем, ак обозначают товарі, стоимость которых запрашивается у продавца заинтересованным покупателем). Некоторые из посетителей предположили, что картина краденая — на детальных фотографиях, опубликованных владельцем картины, были видны инвентарные номера Львовского исторического музея.
На форуме аукциона началось обсуждение лота: вначале владелец отстаивал свое право на продажу картины, называя ее «случайной находкой», но впоследствии признал свою ошибку и 15 сентября снял картину с торгов. К этому моменту было сделано 179 ставок, а стоимость лота выросла с 1 до 27 тысяч гривен (чуть более 1 тыс. долларов). Аукцион разместил следующее сообщение о причине закрытия лота: «Продавец передал картину в Музейный фонд Украины».
Откуда продавец взял диптих семьи Хмельницких? Действительно нашел украденные картины на чердаке?
Диптих Розанды и Тимоша Хмельницких, очевидно, был написан к свадьбе сына Богдана Хмельницкого. Полотна находились в коллекции польского историка и искусствовеа Владислава Лозинского, который проживал во Львове. Он скончался в 1913 году, а коллекция, по завещанию Лозинского, была передана городу.
Скорее всего, Александр Маркосян, последний владелец картин, и вправду не представлял себе их ценности — иначе не выставил бы полотна открыто на интернет-аукцион со стартовой оценкой в 1 гривну. По словам Александра, картины он приобрел у знакомого за 250 гривен (около 10 долларов), а тот якобы нашел их на чердаке дома. Кто изображен на картинах и какова их реальная стоимость, он не знал — уверяет Маркосян. И не скрывает: частные покупатели предлагали суммы до полумиллиона гривен. После бурного обсуждения на форуме аукциона он принял решение вернуть полотна государству. Не последнюю роль в этом сыграла Служба безопасности Украины: представители СБУ вместе с сотрудниками музея предположили, что, скорее всего, где одна картина — там и вторая, и убедили мужчину вернуть ценные картины общественности.
Из СБУ картины вначале попали в Художественный музей города Кропивницкого (бывший г. Кировоград). Здесь они находились около недели, а тем временем прибывший хранитель живописных фондов Львовского исторического музея Сергей Богданов подтвердил подлинность полотен: действительно, найденные картины были похищены в 1960 году из экспозиции музея; неизвестные преступники, очевидно, соблазнились небольшим размером — каждое из полотен всего лишь 15×11 см. Тогда следствие не смогло найти похитителей. И вот, спустя 56 лет, картины были найдены и уже находятся в родном музее.
«Вполне вероятно, что эти работы хранились на чердаке или в подвале; из-за этого доски деформировались. На картинах заметен кракелюр грунтового происхождения. Этот кракелюр спровоцировал многочисленные осыпания» — говорит Сергей Богданов. Пока картины на реставрации в Львовском историческом музее вывесили их фотокопии.
Тем временем пошли слухи, что за возвращение картин их последнему владельцу положено вознаграждение в размере 25% от стоимости.
Однако директор музея Роман Чмелик опроверг эту информацию: по его словам, за возвращение краденых ценностей награды не полагается. Впрочем, директор очень рад и благодарен Александру Маркосяну за картины. Сам Маркосян открыто общается с прессой. «Я очень рад, что ценность (достояние — прим. ред.) Украины попадет туда, куда надо. А не каким-то толстосумам», — отмечает последний владелец картин.
Тем временем пошли слухи, что за возвращение картин их последнему владельцу положено вознаграждение в размере 25% от стоимости.
Однако директор музея Роман Чмелик опроверг эту информацию: по его словам, за возвращение краденых ценностей награды не полагается. Впрочем, директор очень рад и благодарен Александру Маркосяну за картины. Сам Маркосян открыто общается с прессой. «Я очень рад, что ценность (достояние — прим. ред.) Украины попадет туда, куда надо. А не каким-то толстосумам», — отмечает последний владелец картин.
При подготовке использованы материалы пресс-релиза СБУ и Львовского исторического музея, информация портала zaxid.net Иллюстрации: пресс-служба СБУ, скриншоты видеоматериала zaxid.net и аукциона Violity, сайт centr.kr.ua