Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Скульптуры Огюста Родена,такие как«Поцелуй», являются одними из знаковых образов импрессионизма. Но Национальная галерея Дании в Копенгагене решила показать художника с неожиданной стороны. «Скоротечные моменты: рисунки Огюста Родена» — это около 90 работ на бумаге,которые раскрывают более свободную,почти абстрактную сторону творчества этого мастера.
«Всё очень просто. Мои рисунки — это ключ к моему творчеству», говорил Огюст Роден. За свою карьеру он сделал более десяти тысяч эскизов,которые давали ему возможность экспериментировать с человеческими формами более свободно, чем трёхмерные скульптуры.
Огюст Роден, «Обнявшаяся пара в профиль» (дата создания рисунка не указана)
Огюст Роден, «Обнажённая с драпировкой в движении» (около 1890)
Огюст Роден(1840 — 1917) родился в Париже,в семье полицейского чиновника и швеи. В подростковом возрасте он поступил в так называемую Petite École — школу для молодых художников и ремесленников. В течение трёх лет ему преподавал Ораций Лекок де Буабодран,чей нестандартный подход к рисованию произвёл на юношу неизгладимое впечатление.
В 1857 году Роден подал документы в Школу изящных искусств,но потерпел неудачу на вступительном экзамене… по скульптуре. После третьего провала он оставил попытки стать студентом и в течение следующих многих лет зарабатывал на жизнь помощником различных скульпторов и декораторов. Одновременно он продолжал создавать собственные произведения. Его скульптура«Бронзовый век»(1875 — 1876) настолько реалистична,что некоторые критики утверждали,будто Роден залил металлом живую модель.
Выше: Огюст Роден в 1911 году. Фото Эдварда Стайкена
Выставка«Скоротечные моменты» рассматривает как раз те аспекты,которые делают изображения человеческих форм в работах Родена такими новаторскими.
Огюст Роден, «Обнажённая в драпировках» (ок. 1890)
Огюст Роден, «Две фигуры» (ок. 1905)
На рисунках вроде«Танцовщицы из Камбоджи»(1906) и «Обнажённой в драпировках»(ок. 1890) Роден изображает фигуры условно. Каждая состоит из аморфных пятен быстро нанесённой акварели и небрежных,неровных линий. Эти работы кажутся сырыми и фрагментарными,а в случае с «Обнажённой со спины с поднятыми руками» и вовсе близкими к абстрактному экспрессионизму.
Огюст Роден,«Обнажённая со спины с поднятыми руками». Дата создания не указана
В противоположность этому другие рисунки более традиционны,но также дают интересное представление о художественной практике Родена. Это подчёркивается серией старых фотографий,которые изображают художника в мастерской. Он подсказывает моделям нужную позу или просит их двигаться в пространстве.
Слева: в фантастических эскизах вроде«Кентавра,похищающего юношу»(ок. 1880), например,две фигуры кажутся участниками эротического танго,а не похитителем и его жертвой
Экспозиция«Скоротечные моменты» разделена на пять тем. «Чёрные рисунки»(они так названы из-за тёмного фона) Роден делал по мотивам«Божественной комедии» Данте. Некоторые из них иллюстрируют конкретные сцены,другие вдохновлены поэмой лишь косвенно. Художника особенно впечатляло то,как средневековый автор изображал Ад. По мере погружения в красноречивое описание мучений проклятых,он создал сотни рисунков. Это не были не эскизы скульптур,а лишь визуализация фрагментов из Данте.
Огюст Роден, «Женщина, несущая ребёнка»
Огюст Роден, «Судьба. Фортуна»
Второй раздел,«Танец» — это жизнь,выраженная в движении. Роден нанимал профессиональных акробатов и танцоров,которые выступали в мастерской,а художник рисовал их.
В 1906 году в Марселе проходила масштабная выставка,посвящённая французским колониям. Специально к этому событию камбоджийский король Сисоват I привёз во Францию труппу музыкантов и танцоров Королевского балета Камбоджи. Роден,очарованный артистами,создал огромное количество рисунков всего за нескольких дней.
Слева: Огюстр Роден,«Танцовщица из Камбоджи»(1906)
Секция«Женщины как вазы» переносит зрителей в конец 1890-х годов,когда Роден сделал ряд циклов с упором на сходство между женскими формами и античными греческими вазами. В личной коллекции художника насчитывалось шесть тысяч античных,средневековых и восточных ваз. Рисунки показывают,как он соотносил разные позы модели с формами сосудов: женщина на коленях с поднятой головой становится вазой классической формы.
Огюст Роден, «Женщина, стоящая в воде» (ок. 1898 - 1900)
Огюст Роден, «Обнажённая в профиль с распущенными волосами» (не датирована)
Четвёртый раздел назван«Вожделение». Для Родена граница между наблюдением за обнажённой моделью и сексуальным контактом с ней была размыта. Он считал,что изображение женского тела предполагает его физическое присвоение. В то время было много разговоров о происходящем в студии Родена,а о нём самом и его моделях ходили самые разные сплетни. Все эти истории дают повод предположить,что движущей силой его творчества было вожделение. Многие рисунки откровенно эротического содержания скульптор держал в так называемом«частном» альбоме,который показывал лишь избранным.
Слева: Огюст Роден,«Ночь. Лежащая обнажённая с поднятой ногой,вид спереди»(дата неизвестна)
Завершающий раздел«Время и пространство» посвящён основным составляющим рисунков Родена. В отличие от многих других художников,он не рисовал моделей в статичных позах,а,скорее всего,просил их двигаться. Многие наброски содержат пометки о том,как их следует рассматривать. Например,модели,которых он начинал рисовать в вертикальном положении,в конечном итоге нужно было рассматривать на горизонтально расположенном листе. Один из таких примеров — рисунок под названием«Обнажённый метеор».
Огюст Роден,«Обнажённый метеор», горизонтальный и вертикальный вид