Регистрация

Пленительный модерн, ар нуво, ар деко: роскошные костюмы и украшения начала ХХ века на выставках в Москве и Казани

Мне нравится2       0  
В эти дни проходят две выставки, темы которых перекликаются друг с другом. В центре «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» работает выставка «Петербургский модерн. 1890−1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа. Продолжая развитие временной спирали, ар нуво перетекает в ар деко, и эту тему подхватывает экспозиция в Патриаршем дворце московского Кремля. Здесь представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко из собрания Института костюма Киото (Япония). Роскошь нарядов, блеск драгоценностей, элегантность и шик начала ХХ века — посмотрим, что же предпочитали столичные модницы сто лет тому назад!
Каждый костюм из коллекции «Эрмитажа» — редкое художественное явление, отражающее не только вкусы своего владельца, но и основные стилевые тенденции времени. Многие из экспонатов в Казанском Кремле представлены публике впервые.

Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров. На выставке в Московском Кремле костюмы и платья дополнены украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

"Петербургский модерн" в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань"

Включенные в состав экспозиции костюмы и аксессуары в стиле модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
, дополненные живописными и фотографическими портретами современниц, а также предметами интерьера, дают объемное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX—XX веков. Именно в этот период костюм получает признание как вид искусства, благодаря творчеству первого художника-модельера Чарльза Ворта во Франции и Надежды Ламановой — в России.
  • Бальное платье с туником на белом атласном чехле. 1910. Франция. Париж. Модный дом Пакен
  • Бальное платье из палевого бархата, с туником из белого тюля. 1913. Франция. Париж. Модный дом Поль Пуарэ
«В Эрмитаже такой выставки еще не было, — поделилась главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Адаксина. — Мы, конечно, много показывали платьев, разного периода выставки у нас были, но такого подбора мы еще не показывали».
  • Вечернее платье из зеленого шелка с узором в византийском стиле дополнено сорти-де-баль из шелка цвета цикламен. 1911–1913. Париж, модный дом сестер Калло.
  • Послеобеденное платье императрицы Александре Фёдоровне. 1903–1904 гг. Россия. С.-Петербург. Мастерская А. Бризак
Модерн — эпоха женственности, мягких, извилистых линий, нежных цветов. Конечно же, этот стиль не мог не коснуться одной из главных областей жизни своей героини и музы — костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Ушли в прошлое неудобные корсеты и пышные оборки, уступив место легким, простым, естественным линиям. Роскошные ткани, утонченность силуэта, подчеркнутая женственность и легкий налет таинственности… Все это стиль, который в истории русской моды получил название модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
, Art Nouveau — во Франции, Modern Style в Англии и Jugendstil в Германии.
Представленные на выставке предметы туалета были созданы фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Чарльз Ворт, Жанна Пакен, Сестры Калло, Поль Пуарэ, а также их российскими коллегами — Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары — веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших Петербургских и Парижских мастерских.
Выставка примечательна не только звездным составом создателей нарядов, но и историческими личностями, которым они принадлежали. Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, то есть из гардеробов представителей династии Романовых. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке Московских театров Вере Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году.
На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий, будь это свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей.

Экспозицию дополняют живопись Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского.
В целом коллекция костюмов из собрания Эрмитажа, насчитывающая около 200 комплектов, — самая крупная в России. Благодаря кропотливому труду музейных реставраторов они и по сей день сохраняют свою первозданную красоту, позволяя по достоинству оценить высокое искусство мастериц давно ушедших эпох. Напоминаем, что на выставке очень много редких экспонатов, некоторые из которых публика видит впервые. Так что если исторический костюм — ваше «всё», добро пожаловать на выставку в Казань! Надеемся, что жители Санкт-Петербурга также смогут со временем увидеть эту несравненную подборку.

Выставка «Петербургский модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
. 1890−1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа в Выставочном Центре «Эрмитаж-Казань» на территории Казанского Кремля
(корпус Юнкерского училища) работает до 9 апреля 2017 года.
Бандо от Cartier. Нью Йорк, 1924. Платина, природный жемчуг, круглые бриллианты старой огранки, грушевидные бриллианты.

"Элегантность и роскошь ар деко" в московском Кремле

В Одностолпной палате кремлевского Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы впервые в России в представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко из собрания Института костюма Киото (Япония). Наряду с дивными платьями экспозиция блистает украшениями 1910−1930-х гг., созданными выдающимися ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels. Выставку дополнили оригинальные эскизы и архивные фотографии.
Вечернее платье из шелковой тафты и шифона. Модный дом «Ланвэн». Франция, около 1925 г.
Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века, таких как Шанель, Ворт, Пуаре, Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни, и др. Именно эти модные дома, избрав в начале XX века новое современное направление в искусстве создания костюма, определили перспективы его развития вплоть до настоящего времени.
  • Вечернее платье из шелкового газа. Модельер Мадлен Вионне. Франция, 1927 г.
  • Пальто из шелкового бархата. Модельер Поль Пуаре. Франция (?), около 1925 г.
Стиль ар деко вошел в моду после парижской выставки Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в 1925 году. Именно в Париже европейские дизайнеры впервые после Первой Мировой войны представили все богатство и разнообразие своих разработок. Уставшая от войны и послевоенной разрухи, Европа возрождалась, и мощь, энергия, спорт стали символами той эпохи, придя на смену мягкому, эклектичному, женственному модерну. Линии становятся жестче, цвета — ярче, силуэты — прямее.

Несессер (пудреница) «Голубой экспресс». Van Cleef & Arpels. Париж, около 1931 г. Платина, изумруды, сапфиры, бриллианты. Коллекция Van Cleef & Arpels
Истории об экспонатах весьма занимательны. Так, в 1931 году глава концерна «Бентли», энтузиаст автогонок и трехкратный победитель гонки в Ле Мане в 1928—1930 гг., Вульф Барнато поспорил, что доедет из Канн до Кале на автомобиле быстрее, чем ходивший по этому маршруту «Голубой экспресс». Столкнувшись с массой трудностей на пути, он смог опередить поезд на 4 минуты. В честь этой победы он и заказал памятный драгоценный сувенир. В несессере два отделения: для пудры и для таблеток, а на цепочку крепится футляр для помады. Несессер изготовлен из платины, декорирован бриллиантами (круглыми, овальными и «багетами»), сапфирами и изумрудами.
А вот иллюстрация этого исторического соревнования. Художник: Теренс Кунео (Terence Cuneo). Фото: simanaitissays.com
Парадное придворное платье со шлейфом, созданное французским модным домом «Ворт» в 1914 г.

Серебряная тафта ламе, шелковый тюль, блестки, стразы, искусственные цветы из шелка; ткачество, вышивка блестками и стразами.
Читайте наш специальный иллюстрированный материал, посвященный пленительному стилю: «Модерн — новый шик в искусстве»
Сто девятнадцать предметов из Института костюма Киото, большая часть которых специально была отреставрирована для проекта, впервые покинули Японию и пределы Института.

Среди экспонатов — вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар деко под названием «роб де стиль» (robe de style).
Экспозиция выставки показывает, как эпоха объединяет разные виды декоративных искусств. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на той самой парижской выставке 1925 года. Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: элегантные костюмы дополнены изысканными и роскошными украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels. Драгоценности, которые увидят посетители, представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в ранней стилистике ар деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего периода. Бриллианты и изумруды, золото и платина — драгоценности в исполнении ведущих ювелиров Cartier и Van Cleef & Arpels воплощают идеи и принципы ар деко.
Несессер «Китайская ваза». Cartier. Париж, 1927 г. Золото, платина, оникс (корпус), изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», эмаль. Коллекция Cartier
Ар деко, стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства 1920−1930-х гг. и не утратил своей актуальности до сих пор. Спешите увидеть шедевры стиля, воплощенные в костюме и ювелирных украшениях, в выставочных залах Московского кремля. К выставке выпущен красочный каталог и сувениры.
Осмотр выставки входит в стоимость единого билета на посещение ансамбля Соборной площади.

Выставка «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels»
в Музеях Московского Кремля работает до 11 января 2017 года.




Титульная иллюстрация: Франсуа Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894. (Фрагмент)
«Казань-Эрмитаж»: фото с выставки — страница музея kazan-kremlin.ru.
Фото экспонатов из коллекции Института костюма Киото: © Такаси Хатакэяма
Использованы материалы пресс-релизов выставок и страниц музеев в сцсети Фейсбук.
КомментироватьКомментарии
HELP