Регистрация

Картинки с выставки: блистательная ретроспектива американского импрессиониста Уильяма Чейза в Бостоне

Мне нравится4       0  
Музей изящных искусств в Бостоне открывает первую за более чем три десятилетия ретроспективу ведущего американского импрессиониста Уильяма Мерритта Чейза. Наставник тысяч студентов, включая Джорджию О’Киф и Эдварда Хоппера, отец восьмерых детей, — Чейз оставил богатое наследие. В экспозиции - около 80 лучших работ маслом и пастелью из государственных и частных коллекций по всей территории США. Не упускаем возможности заглянуть в мастерскую художника, которая служила сценой для его воображения и стала красочным фоном для многих картин.
Выставка представляет весь спектр шедевров Чейза — от ювелирно выписанных пейзажей и сцен в городских парках до портретов его современниц и сияющих мягким светом натюрмортов.
Ключевая работа выставки — портрет, написанный в 1884 году и позже названный «Юная сирота (Праздный момент)» из Музея искусств Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (см. первую иллюстрацию к статье). Это изображение девушки, сидящей в красном кресле на красном фоне. В том же году Чейз отправил его в Брюссель, на первую выставку «Общества ХХ» («Двадцатки») — авангардной группы бельгийских художников. Тогда же в экспозиции были выставлены работы ещё двух американцев — Джеймса Эббота Макнейла Уистлера и Джона Сингера Сарджента. Европейские критики хвалили портрет Чейза, и это закрепило за ним место в международных арт-кругах.
Уильям Меррит Чейз. Автопортрет


Уильям Мерритт Чейз (1849 — 1916) был блестящим колористом, находчивым дизайнером и великолепным рассказчиком. Его превозносили за наблюдения современной жизни, он был выдающейся международной фигурой на рубеже XX века и прекрасным учителем.

Сын продавца обуви из штата Индиана, Чейз изучал искусство в Мюнхенской академии художеств, а затем сосредоточился на карьере в Нью-Йорке. Его первая персональная выставка прошла в бостонском Арт-клуб в 1886 году. С 1870-х до 1910-х годов он приспосабливал импрессионизм к изображению повседневных сцен и прикладывал усилия к возвышению американского искусства на мировой сцене.

Слева: Уильям Меррит Чейз, «Автопортрет» (ок. 1883). Частная коллекция

На «Автопортрете», написанном примерно в 1883 году, Чейз изобразил себя с бойко наклонённой головой, палитрой в руке и красным пятном на куртке. Это отсылка к старым мастерам, которыми художник восхищался, в частности, к автопортрету Веласкеса в «Менинах». Автопортрет Чейза, между тем, написан пастелью — материалом, который возродили авангардисты конца XIX века. Чейз был соучредителем Американского общества пастели в 1882 году. Красный вензель этой группы находится в правом верхнем углу работы.
Уильям Меррит Чейз. Большой куст восковницы
На картине «Большой куст восковницы» (ок. 1895) из Музея искусств Пэрриша художник изобразил трёх дочерей — Кози, Кото и Дороти — среди травы и кустарников, окружающих летний дом. Все они одеты в белые платья, но их пояса, ленты и чулки добавляют в композицию ноты синего, жёлтого и красного: их отец играет этими основными цветами так, как девочки играют в песчаных дюнах
Заботливый отец восьми детей, Чейз на протяжении всей жизни занимался преподаванием, чтобы содержать свою большую семью. В зимний период он проводил классы в Нью-Йорке, летом — на Лонг-Айленде, возил студентов в Европу, а в 1896 году открыл собственную Школу искусств, которая ныне носит название Школа дизайна Парсонса.
Художник всегда находил вдохновение в своей растущей семье. «Завтрак под открытым небом» (ок. 1888, Художественный музей Толедо) — это сцена во дворе дома в Бруклине. Жена Чейза, Алиса, сидит в кресле, склонившись над малышкой Кози. Сестра живописца Хэтти стоит с ракеткой, а Вирджиния, сестра Алисы, нежится в гамаке. Слева от них в траве спит Флай, борзая Чейзов.
Уильям Меррит Чейз. Размышления (портрет жены художника)



Чаще всего моделью для Чейза служила его жена Алиса Герсон.

На выставке представлена одна из самых дорогих пастелей художника, «Медитация», написанная за год до их брака в 1887 году. На портрете Герсон изображена в шляпе, перчатках и тяжёлом жакете, с меховой муфтой на коленях. Готовясь выйти на улицу, она присела на минуту, о чем-то задумалась…








Слева: Уильям Меррит Чейз, «Медитация (портрет жены художника)» (ок. 1886). Частная коллекция

Студия была для Чейза своеобразным театром, сценой. С 1878 по 1895 год он снимал две огромные комнаты в Tenth Street Studio Building в Нью-Йорке, превратив их в одно грандиозное пространство для работы и отдыха. Художник заполнил студию сотнями предметов со всего мира — картинами старых мастеров, японскими зонтиками, мебелью эпохи Ренессанса, арабскими светильниками, тканями, медной утварью, фарфором и так далее. Они стали фоном более дюжины работ 1880-х годов.

Чаще всего на этих полотнах изображены женщины. Например, это картины «Интерьер студии» (ок. 1882, Бруклинский музей), где девушка рассматривает альбом гравюр, или «Студия на Десятой улице» (1880, Художественный музей Сент-Луиса), где элегантно одетая дама полулежит в глубоком синем кресле. Рядом с ней, положив лапу на подол, спит на ковре собака, а сам Чейз развлекает гостью разговором.
Уильям Меррит Чейз. Экипировка к выезду



Ещё одна любопытная картина — «Экипировка к выезду» (1877) напоминает многочисленные портреты работы Рембрандта, Хальса, Рубенса и Ван Дейка.

Женщина на ней изображена в высокой «голландской» шляпе и с белым воротничком, но два момента делают эту работу современной: откровенно прямой пристальный взгляд и хлыст в руках. Её сшитое на заказ платье и прочные перчатки предназначены для поездки в дамском седле. Костюм называется «амазонка» — по ассоциации с легендарными воинственными всадницами из древнегреческой мифологии. Открытый взгляд, наряд для путешествий — дама готова к приключениям.

Чейз называл «Экипировку к выезду» своим «поворотным моментом»: это одно из первых изображений «новой женщины», которая с тех пор часто появлялась в его произведениях.



Слева: Уильям Меррит Чейз, «Экипировка к выезду» (1877). Музей изящных искусств, Бостон

Выставка «Уильям Меррит Чейз» рассматривает все четыре десятилетия карьеры живописца и предлагает свежий взгляд на роль Чейза в формировании американский современного искусства — не только как харизматичного наставника тысяч студентов, в том числе Джорджии О’Киф, Эдварда Хоппера и Джозефа Стеллы, но и как новатора, космополитичного художника своего времени.
«В нём было нечто свежее и энергичное, пылкое и взыскательное, что нас увлекало», — позже заметила Джорджия О’Киф.
Ретроспектива Уильяма Меррита Чейза в Музее изящных искусств Бостона продлится до 16 января 2017 года.
По материалам официального сайта Музея изящных искусств Бостона
КомментироватьКомментарии
HELP