Картинки с выставки: блистательная ретроспектива американского импрессиониста Уильяма Чейза в Бостоне
Уильям Мерритт Чейз (1849 — 1916) был блестящим колористом, находчивым дизайнером и великолепным рассказчиком. Его превозносили за наблюдения современной жизни, он был выдающейся международной фигурой на рубеже XX века и прекрасным учителем.
Сын продавца обуви из штата Индиана, Чейз изучал искусство в Мюнхенской академии художеств, а затем сосредоточился на карьере в Нью-Йорке. Его первая персональная выставка прошла в бостонском Арт-клуб в 1886 году. С 1870-х до 1910-х годов он приспосабливал импрессионизм к изображению повседневных сцен и прикладывал усилия к возвышению американского искусства на мировой сцене.
Слева: Уильям Меррит Чейз, «Автопортрет» (ок. 1883). Частная коллекция
Чаще всего моделью для Чейза служила его жена Алиса Герсон.
На выставке представлена одна из самых дорогих пастелей художника, «Медитация», написанная за год до их брака в 1887 году. На портрете Герсон изображена в шляпе, перчатках и тяжёлом жакете, с меховой муфтой на коленях. Готовясь выйти на улицу, она присела на минуту, о чем-то задумалась…
Слева: Уильям Меррит Чейз, «Медитация (портрет жены художника)» (ок. 1886). Частная коллекция
Чаще всего на этих полотнах изображены женщины. Например, это картины «Интерьер студии» (ок. 1882, Бруклинский музей), где девушка рассматривает альбом гравюр, или «Студия на Десятой улице» (1880, Художественный музей Сент-Луиса), где элегантно одетая дама полулежит в глубоком синем кресле. Рядом с ней, положив лапу на подол, спит на ковре собака, а сам Чейз развлекает гостью разговором.
Ещё одна любопытная картина — «Экипировка к выезду» (1877) напоминает многочисленные портреты работы Рембрандта, Хальса, Рубенса и Ван Дейка.
Женщина на ней изображена в высокой «голландской» шляпе и с белым воротничком, но два момента делают эту работу современной: откровенно прямой пристальный взгляд и хлыст в руках. Её сшитое на заказ платье и прочные перчатки предназначены для поездки в дамском седле. Костюм называется «амазонка» — по ассоциации с легендарными воинственными всадницами из древнегреческой мифологии. Открытый взгляд, наряд для путешествий — дама готова к приключениям.
Чейз называл «Экипировку к выезду» своим «поворотным моментом»: это одно из первых изображений «новой женщины», которая с тех пор часто появлялась в его произведениях.
Слева: Уильям Меррит Чейз, «Экипировка к выезду» (1877). Музей изящных искусств, Бостон