Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Музей Медоуз из Далласа(штат Техас) объявил о завершении длительного расследования подлинности и судьбы двух картин Бартоломе Эстебана Мурильо из своей коллекции. Обе были захвачены гитлеровцами во время Второй мировой войны. Куратору Николь Ацбах во время шестилетних детективных изысканий пришлось перерыть архивы МИД Франции,расшифровать инвентарные номера нацистов и решить путаницу с двумя другими полотнами художника,длившуюся более века.
Теперь у музея есть неоспоримые доказательства,что его сокровища были законно возвращены семье Ротшильдов после войны — задолго до того,как стали собственностью галереи в 1972 году.
Речь идёт об изображениях святых Хусты и Руфины — покровительниц Севильи. Эти два шедевра художник испанского Золотого века Бартоломео Эстебан Мурильо создал в 1665 году. Подозрения в отношении их провенанса возникли в 2006-м. Тогда американский писатель-документалист Роберт Эдсел обнаружил две военные фотографии,которые свидетельствовали,что в конце Второй мировой войны картины находились в Германии.
Это побудило Николь Ацбах начать расследование,которое сначала заводило в тупик,а судьба произведений с каждым новым открытием становилась всё таинственней.
Для начала Ацбах пришлось исправить давнюю ошибку в происхождении двух разных пар картин,изображающих сестёр-святых. До недавнего времени учёные предполагали,что полотна,ныне находящиеся в Музее Медоуз,приобрёл в 1827 году первый герцог Сазерленд для своего дома в Лондоне. Неразбериха пошла из-за того,что холсты,купленные британским аристократом,происходили из знаменитой коллекции маркиза Вильяманрике — мецената и друга Мурильо в XVII веке.
Святые Хуста и Руфина,написанные Бартоломе Эстебаном Мурильо в 1666 году на одном холсте. Музей изящных искусств Севильи
Расследование послевоенной судьбы«Святой Хусты» и «Святой Руфины» разорвало связь между«парой из Медоуз» и герцогом Сазерлендом. Буква R,предшествующая нацистскому инвентарному номеру,привела Ацбах к семье Ротшильдов. Именно они владели картинами до того,как те были конфискованы в Париже во время войны.
Но и здесь искусствовед-детектив зашла в тупик. В дипломатических архивах Министерства иностранных дел Франции она изучала бесконечные послевоенные претензии,поданные многочисленными членами династии Ротшильдов. Но ни в одном из документов не было никаких свидетельство о том,что«пара Мурильо» была либо насильно изъята,либо возвращена.
Музей Медоуз владеет пятью шедеврами Бартоломе Эстебана Мурильо. Картина«Иаков кладёт нарезанные прутья перед скотом Лавана» датируется тем же 1665 годом,когда были написаны изображения святых Хусты и Руфины
Тогда Ацбах обратилась к длинному списку возвращённой из Германии собственности,который был составлен в алфавитном порядке по фамилиям владельцев. Там она совершенно неожиданно обнаружила имя баронессы Антуанетты Леонино(1894 — 1990). Та оказалась внучкой Густава де Ротшильда,соуправляющего банка Rothschild Frères(«Братья Ротшильды») в Париже. В списке имущества,конфискованного у Леонино,куратор Николь Ацбах и увидела описание двух картин Мурильо.
После установления личности довоенного владельца«пары из Медоуз» куратор обратилась к вопросу реституции картин. «Святая Хуста» была включена в первый список возвращённых произведений от 1946 года. При этом в нацистском инвентарном номере,соответствующем«картине Мурильо с изображением святой,одетой в жёлтое,с кувшином и пальмовой ветвью», была опечатка. Но Ацбах определила,что ошибку допустили случайно. Затем она нашла доказательства того,что до декабря 1947 года к баронессе вернулась и «Святая Руфина».
Два десятилетия спустя картины из коллекции Леонино купила парижская Galerie Heim,а затем — Shickman Gallery в Нью-Йорке. Там их и приобрёл основатель Музея Медоуз Уильям Б. Джордан в 1972 году.
Слева: ещё одна картина Бартоломе Эстебана Мурильо из коллекции Музея Медоуз — «Непорочное зачатие»(между 1655 и 1660)
Тогда два шедевра Бартоломе Эстебана Мурильо и стали краеугольным камнем коллекции галереи в Далласе.