Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Странная красота. Мастера немецкого Возрождения» — необычное название для выставки шедевров Альбрехта Дюрера,Лукаса Кранаха Старшего,Ганса Гольбейна Младшего? Ничуть: экспозиция показывает перемены восприятия и отношения мира к немецкому искусству Ренессанса. Сначала его считали образцовым,потом — уродливым,позже — игнорировали,и,наконец,снова признали. За что? Узнаем на выставке,где до середины мая представлены десятки работ из фондов Лондонской Национальной галереи и собраний других британских музеев.
Странная женщина,странная — как в песне… Что вы,на выставке«странной красоты» — немало известных полотен: «Купидон жалуется Венере» Лукаса Кранаха Старшего(данная картина; ее фрагмент выбран«заглавным» для афиши), «Портрет дамы с белкой и скворцом» Ганса Гольбейна Младшего,«Святой Иероним» Альбрехта Дюрера,«Послы» Ханса Гольбейна,«Христос,благословленный своей матерью» Альбрехта Альтдорфера,«Портрет мужчины» Ханса Бальдунга Грина. И полный«эксклюзив» выставки — воссоздание алтаря 1465(!) года одного из монастырей из городка Лисборн,специально для события. Он был уничтожен в 1803 г., а 8 сохранившихся частей были распроданы в разные коллекции. Хоть это и «фото-реконструкция», однако — впечатляет!
В XV—XVI в.в. немецкие художники были в фаворе по всему миру: точность деталей,чистота красок… Альбрехт Дюрер диктовал живописную моду всей Европе! Но вскоре верх взяли более«пластичные» итальянцы,а произведения немцев сочли,по словам куратора выставки Сюзан Фойстер,«слишком реалистичными,жесткими», их стали укорять за «избыточность и даже уродливость».
Ну,а еще позже — из-за Первой и Второй мировых войн, — немцы-живописцы и вовсе были«дискредитированы». Лондонская Национальная галерея даже распродавала«немецкое искусство», собранное ранее в богатой музейной коллекции. И только во второй половине XX века интерес к немецкой живописи стал опять набирать обороты,а картины — пользоваться спросом и у музейщиков,и расти в цене.
Кроме произведений из коллекции самой галереи,в экспозиции — более 30 произведений из других английских собраний. Это и работы Дюрера из Британского музея,рисунок Матиаза Грюнвальда«Старуха,всплескивающая руками»(Ашмолеанский музей,Оксфорд), «Портрет молодого человека с четками» Ханса Бальдунга Грина из Королевской коллекции,и др.
Кураторы обращают внимание и на исторически значимую миниатюру«Анна Клевская» из Музея Виктории и Альберта. После смерти от родов первой жены тот самый,«шестиженный» английский король Генрих VIII поручил придворному живописцу,небезызвестному Хансу Гольбейну,нарисовать портреты вестфальской принцессы — союз был политически выгоден,но и облик будущей избранницы имел большое значение! Однако мастер… «схалтурил», рисуя даму,вроде бы,не с натуры,а перерисовывая работу другого,более слабого художника,улучшая ее. И среди портретов«победила» именно Анна(Генриха даже не смутило отсутствие прадиного!), которую король впервые лично увидел лишь перед брачной церемонией.
Увы — оригинал оказался тяжеловеснее изображения: отозвавшись об Анне как о «здоровенной фламандской кобыле», Генрих писал: «Я не вижу ничего из того,что было представлено мне на картинах и в донесениях. Мне стыдно,что люди её так восхваляли, — и я её совсем не люблю» Как уверяют истории,король не прикоснулся к жене и… нет,не отрубил ей голову! Судьба ее сложилась относительно счастливо по сравнению с другими женами: всего лишь развод и богатое состояние в «откупные».
В благодарность за безропотное согласие на расторжение брака Генрих,уже стремившийся побыстрее жениться на фрейлине Анны — Кэтрин Говард,«с радостью признал её своей любимой сестрой», не только позвав на свадьбу,но и оставив Анну в Англии. Она освоилась,стала одной из первых дам при дворе,«любящий брат» разрешил ей повторно вступить в брак(чем она не воспользовалась — и так была вполне счастлива,хоть и прожила недолго — 42 года).