Представители разных эпох и континентов — Франсиско Гойя (1746−1828), Сергей Эйзенштейн (1898−1948) и Роберт Лонго (род. 1953), — стали свидетелями бурной смены времен, пережив хаос революции, гражданских волнений и войн. Музей современного искусства «Гараж» предлагает москвичам проникнуться уникальным ви́дением трех художников, выразивших в своих работах общественные, культурные и политические проблемы своего времени.
На выставке «Свидетельства» представлены сорок три ранее не экспонировавшихся рисунка Эйзенштейна, сорок девять офортов Гойи, а также более тридцати рисунков Роберта Лонго.
Роберт Лонго. Без названия (Цензурированная «Герника». По мотивам картины Пабло Пикассо «Герника», 1937), 2014.
Предоставлено автором и галереей Thaddaeus Ropac
Предоставлено автором и галереей Thaddaeus Ropac
Несмотря на то, что Гойя служил церкви и королю, Эйзенштейн — государству, а Лонго появился на художественной сцене в период господства современных моделей арт-рынка, признание каждому принесла независимая художественная практика, бросающая вызов ожиданиям и запросам общества.
Сон разума рождает чудовищ (из серии "Капричос", лист 43)
1799, 21.8×15.2 см
Организованная главным куратором «Гаража» Кейт Фаул совместно с одним из лидеров американского андерграунда 1970-х Робертом Лонго, выставка «Свидетельства» является результатом долгих бесед между художником и куратором и отражает давнее увлечение Лонго работами Эйзенштейна и Гойи. Это побудило его совершить две исследовательские поездки в Россию, во время которых художник встретился с ведущим специалистом по Эйзенштейну, Наумом Клейманом, и посетил Российский государственный архив литературы и искусства, чтобы изучить архив Эйзенштейна и отобрать рисунки для выставки.
«Те, кто покупает мои произведения, не диктуют мне, что делать. Как художник ты получаешь потрясающую свободу действий. Самое сложное в том, чтобы с возрастом продолжать быть художником, — это необходимость оставаться актуальным», - из интервью Роберта Лонго изданию The Art Newspaper Russia.
Так в экскозицию попали сорок три ранее не выставлявшихся рисунка Эйзенштейна изфондов РГАЛИ, которые представлены вместе с фрагментами семи фильмов Эйзенштейна. Ленты демонстрируют в замедленном темпе — так, чтобы каждый кадр воспринимался как отдельный образ.
Сергей Эйзенштейн. Кадр из фильма «Александр Невский», 1938.
Предоставлено Госфильмофондом России
Предоставлено Госфильмофондом России
Наряду с неизвестным Эйзенштейном, в залах «Гаража» впервые демонстрируются сорок девять офортов Гойи из собрания Государственного центрального музея современной истории России, подаренные Стране Советов испанским революционным правительством в 1937 году, в честь годовщины Октябрьской революции. Офорты в отличном состоянии, поскольку это последние оттиски, сделанные с оригинальных досок Гойи.
Серия "Капричос", лист 68: Славная наставница!
1797, 30.6×20.1 см
Роберт Лонго сам является сокуратором выставки «Свидетельства», поэтому выбор собственных картин для экспозиции предоставил Кейт Фаул. Итог — более тридцати крупноформатных рисунков, созданных Лонго в течение последних пяти лет и предоставленных различными международными собраниями.
Роберт Лонго. Без названия (Испытание «Майк» / Голова Гойи), 2003
Коллекция автора
Коллекция автора
Работа Роберта Лонго «Испытание „Майк“ / Голова Гойи» (2003) навеяна картиной «Колосс» (ок. 1818−1825), созданной одним из последователей Франсиско Гойи (ранее приписываемой самому Гойе), из коллекции музея Прадо.
Еще один любопытный акцент проекта — параллельная выставка «Художники / Ассистенты. Студия Роберта Лонго», которая проходит в эти дни в галерее «Триумф». Экспозиция исследует художественную инфраструктуру Нью-Йорка и роль ассистента художника — фигуры, которая вернулась в искусство в 1960-х годах. И роль немаловажная: в некоторых студиях порой трудятся до пятидесяти человек! Выставка «Художники / Ассистенты» объединит работы 25-ти начинающих нью-йоркских художников, которые в течение последних 15 лет работают или работали в студии Роберта Лонго.
Александр Бартон. I Love NY. 2015. Принт на майке.
Роберт Лонго — о своих ассистентах: «Я как зонтичный бренд, который обеспечивает им известность. Они прекрасные художники, и я хорошо им плачу и стараюсь следить, чтобы они не работали больше чем четыре дня в неделю с 11 до 18 часов, чтобы у них оставалось время на собственное творчество. Как я уже говорил, их задача — уйти, не оставаться со мной. Это моя главная цель. Но мне очень повезло, они все очень хорошие художники, я никого никогда не увольнял…"
(из интервью The Art Newspaper Russia)
(из интервью The Art Newspaper Russia)
Более 35-ти работ в разных техниках и стилях — от работ на бумаге, живописи, фотографий до скульптур и звуковых инсталляций, — познакомят московскую аудиторию с искусством нового поколения американских художников. Рассматривая в качестве примера одну группу художников, связанных между собой работой в студии Лонго, проект также стремится раскрыть альтернативное «родословное древо», одновременно исследуя индивидуальный стиль каждого из участников.
Роберт Лонго, Без названия (Неукротимость), 2011.
Предоставлено художником и галереей Metro Piсtures, Нью-Йорк
Предоставлено художником и галереей Metro Piсtures, Нью-Йорк
Выставка «Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго" в Музее современного искусства «Гараж» работает до 5 февраля 2017 года.
Выставка «Художники / Ассистенты. Студия Роберта Лонго» в галерее «Триумф»
работает до 16 октября 2016 года.
По материалам пресс-релиза МСИ «Гараж». Титульная иллюстрация: Роберт Лонго, Без названия (Пентекост), 2016. Бумага, уголь. Источник: garagemca.org