История собрания работ Хуана (Жоана) Миро, которое спешно сняли с торгов Christie’s в начале февраля 2014 года, связана с банкротством португальского банка, владевшего коллекцией, и действиями властей Португалии, а также культурной общественности страны. В итоге работы каталонского испанского художника-абстракциониста остаются в городе Порто и сейчас ими можно любоваться на выставке, открывшейся 1 октября 2016 г.
Работы, которые представлены на выставке, несколько лет тому фигурировали в каталоге Christie’s со стартовой суммарной ценой в 49 млн. долларов
В экспозиции под названием «Хуан Миро: материальность и метаморфозы» представлено 80 работ из 85-ти, некогда принадлежавших португальскому банку Banco Portuguеs de Negоcios BPN, который разорился в 2008 г. и был национализирован. Коллекция работ Миро, которые покупались из частных коллекций в Японии с 2003 по 2006 годы, отошла государству. Пытаясь компенсировать потери бюджета, правительство Португалии в 2014 г. решило расстаться с этим культурным фондом, выставив его на торги.
Christie’s в 2014 г., анонсируя продажу коллекции с молотка, объявили миру, что «это одна из самых больших и впечатляющих коллекций работ художника, которые когда-либо продавались с аукциона». На многие лоты планировалось получить суммы, троекратно превышающие эстимейт. Каталоги и новости пестрели изображениями знаменитых полотен, таких, как «Женщины и птицы» («Femmes et oiseaux», 1968 г.) с эстимейтом 4−7 млн. фунтов, и «Живопись» («Peinture», 1953 г., 2,5−3,5 млн. фунтов). Тем временем близились торги в Лондоне 4−5 февраля 2014 года — время больших ожиданий. Следовало, однако, учитывать и политическую ситуацию в стране.
Официальным продавцом коллекции выступили нынешние власти Португалии, и столь крупный повод для скандала оппозиции нельзя было упустить: как можно лишать страну такого достояния? Художники, политики и культурные граждане Португалии поддержали выставленную в Интернете петицию о запрете продажи картин «Синьору Президенту Республики Португалия»: за месяц было собрано более 10 тысяч подписей, что послужило основанием для официальных разбирательств.
Официальным продавцом коллекции выступили нынешние власти Португалии, и столь крупный повод для скандала оппозиции нельзя было упустить: как можно лишать страну такого достояния? Художники, политики и культурные граждане Португалии поддержали выставленную в Интернете петицию о запрете продажи картин «Синьору Президенту Республики Португалия»: за месяц было собрано более 10 тысяч подписей, что послужило основанием для официальных разбирательств.
Фото с монтажа и открытия выставки в Порто — artdaily.com со ссылкой на AFP
Тогда, в 2014-м, суд постановил, что министерство культуры Португалии не имеет разрешения на вывоз картин за рубеж. «Правовая неопределенность… означает, что мы не можем с уверенностью предложить работы на продажу», — было сказано в заявлении, обнародованном всего за несколько часов
до начала торгов
до начала торгов
Нынешний же вердикт является окончательным: коллекция, принадлежащая правительству Португалии, останется в стране. Об этом 26 сентября 1016 г. заявил премьер-министр Антонио Коста (Minister Antonio Costa).
Выставка работ Хоана Миро охватывает период в шесть десятилетий его творчества (1924 — 1981 г. г.), и показывает развитие идей мастера и его изобразительных средств. Экспозиция доступна посетителям до 28 января 2017 года.
Выставка работ Хоана Миро охватывает период в шесть десятилетий его творчества (1924 — 1981 г. г.), и показывает развитие идей мастера и его изобразительных средств. Экспозиция доступна посетителям до 28 января 2017 года.
По материалам artnet.com, artdaily.com и сведениям официального пресс-релиза выставки. Титульное фото (artdaily, Moguel Riora / AFP): куратор выставки Роберт Любар Мессери (Robert Lubar Messeri, США), один из ведущих мировых экспертом по творчеству Миро