В Одесском муниципальном музее личных коллекций им. А. В. Блещунова прошла выставка работ Владимира Харченко — уже ушедшего живописца, работы которого характеризуют словами «мистика», «фантасмагория», «гротеск». Нынешняя демонстрация личной коллекции в музее — редкая возможность увидеть работы мастера, последняя выставка которого состоялась десять лет тому.
В мастерской художника можно было увидеть лишь картину, над которой он трудился в тот момент. Его работы, «еще пахнущие краской», лишь появившись в галереях, сразу находили своих покупателей. О картинах Харченко ходили легенды — говорили
о некоей «ауре»…
о некоей «ауре»…
В. Харченко. «Старый клоун», 1996 г.
Сами музейщики характеризуют Владимира Георгиевича Харченко (1957 — 2011) как «…автора сложного, таинственного, незаслуженно забытого. Последняя его выставка прошла в 2007 году и о творчестве, как и о жизни самого художника в интернете почти нет информации. Совершенно непубличный человек, вел уединенный образ жизни, писал лишь несколько работ в год и не приходил на свои вернисажи. Считал, что картины, в объяснении автора не нуждаются и все, что необходимо было сказать, художник уже выразил в своей работе…
В. Харченко. «Трущая лук»
…Выставка «Дюжина Харченко» представила работы из частной коллеции Виталия Томчика, коллекционера, президента благотворительного фонда «Музеум», альпиниста
и путешественника". Он лично представил работы на открытии выставки в сентябре, и… вскоре отправился на Тибет.
В. Харченко. Портрет В. Томчика
«…Несмотря на популярность 20−30 лет назад, сейчас полотна Владимира Георгиевича практически невозможно найти в Одессе. Все работы разошлись по частным коллекциям, были вывезены за рубеж, их фотографий не найти в интернете.
…Удивительный живописный дар художника проявился в его философских полотнах ярко, особенно, и, в то же время, в духе Одесской школы живописи. Тем интереснее его проекции действительности…»
…Удивительный живописный дар художника проявился в его философских полотнах ярко, особенно, и, в то же время, в духе Одесской школы живописи. Тем интереснее его проекции действительности…»
В. Харченко. «Похищение Европы»
Пока я разглядываю картины, рядом директор музея Светлана Остапова беседует с посетителями — иностранцами. Те восхищаются тонкими смыслами, емкими образами и цветовыми решениями, и спрашивают о стоимости работ. Что ж, когда-то их можно было приобрести за сотни долларов, теперь счет идет, видимо, на тысячи, а уж о том, чтобы собрать цельную коллекцию работ Харченко в наши дни, и речи не идет.
В. Харченко. «Повестка», 1002 г.
«Владимир Георгиевич Харченко родился в Одессе в 1957 году. В 1977 окончил Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, с 1978 года принимал участие в областных, республиканских и международных выставках. В конце восьмидесятых работал в области станковой жанровой картины, расписывал стены в интерьере „Театра мод“ в Одессе. С 1990 года — член Союза художников Украины. Его работы экспонировались в Японии (персональная выставка в г. Йокогама, 1991 г.), России (Санкт-Петербург, II Биенале новейшего искусства, 1992 г.), США (Нью-Йорк и Мидлтаун, 1993 г.), Германии (Герлиц, 1994 г.), Бельгии (участие в арт-фестивалях с 1999 по 2003 гг.). Большинство персональных и тематических выставок с его участием в Украине проходили в одесской галерее „Белая луна“. Умер художник в 2011 г. Произведения находятся в частных коллекциях Украины, Германии, Югославии, США, Испании…» — читаем о «художнике — затворнике».
В. Харченко. «Адам и Ева»
Художника не стало в 2011 году. На картинах он изобразил себя Кентавром и Зевсом, — эти работы можно было увидеть на выставке. Меня же все не отпускает «Старый клоун» и визитер картины «Повестка»…
Фоторепортаж - «Артхив».