войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Почему отменяют выставки: Центр фотографии им. братьев Люмьер и не только

Выставку «Без смущения» фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве закрыли. Событие скандальное даже среди аналогичных случаев в истории современного искусства. Приводим факты о московской выставке и вспоминаем причины закрытия некоторых зарубежных экспозиций в последнее время. За что?
Почему отменяют выставки: Центр фотографии им. братьев Люмьер и не только
Вкратце напомним хронику развития событий в Центре фотографии имени братьев Люмьер.
Выставка Джока Стерджеса «Без смущения» открылась 8 сентября в присутствии автора фотографий, и должна была продлиться до 30 октября. Для посетителей было установлено возрастное ограничение «18+": среди четырех десятков фото имелись «откровенные» кадры.

24 сентября фотовыставку раскритиковала сенатор Елена Мизулина («эта выставка — публичная демонстрация материалов с детской порнографией»), и ее критику поддержала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, пообещав добиться прокурорской проверки. Руководитель комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков заявил о том, что выставка должна быть закрыта. Тогда куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева публично возразила оппонентам, — мол, фотографии Стерджеса, которые представлены на выставке, не имеют отношения к порнографии. На сайте выставки появился комментарий: «В СМИ появилась ложная информация, о том, что на выставке «Без смущения» Джока Стерджеса представлена детская порнография. Мы хотим это опровергнуть. Фотографии детей, представленных на нашей выставке, соответствуют закону Российской Федерации и нормам». Речь шла и о ряде фотографий Серджеса, размещенных в интернет-блоге в качестве иллюстраций, однако не выставленных в Центре. Досадное недоразумение.

Следующий виток событий — 25 сентября: вход в Центре фотографии перекрыли участники общественной организации «Офицеры России», ее руководитель Цветков осмотрел экспозицию, и по завершении визита сообщил журналистам, о том, что вместе с руководством галереи было принято решение о закрытии выставки. А после того, как в здание вошли журналисты, «неизвестный мужчина» под видом журналиста также проник в здание и облил фотографии некоей жидкостью из бутылки — та имела характерный запах мочи. Мужчину задержали. В тот же день руководитель центра Эдуард Литвинский сообщил «Интерфаксу» о том, что выставка прекратит свою работу «из-за возникшего общественного резонанса».

Сам фотограф Джок Стерджес (титульное фото материала), как сообщает телеканал РЕН ТВ, «выразил сожаление по поводу скандала из-за выставки его работ в Москве и очень удивился тому, что их признали порнографией».


На фото от 25 сентября 2016 г., которое приводит artdaily.com — активисты общественной организации «

На фото от 25 сентября 2016 г., которое приводит artdaily.com — активисты общественной организации «Офицеры России» перед входом в здание Центра

В публикациях о закрытии выставки приводят и выдержки из официального заявления Общественной палаты РФ, сделанного «в связи с резонансом, вызванным выставкой фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии им. братьев Люмьер. В нем говорится, что „в оценке любой сферы деятельности, в том числе и искусства, должен быть продуманный, взвешенный и профессиональный подход“, а оценивать работы авторов „на предмет допустимости их к открытому показу“ должна специальная комиссия. Она будет состоять из искусствоведов, а также людей, которые „доказали свое право на оценку искусства“. Каким образом нужно это право доказать, в заявлении не уточняется» — пишут в издании theartnewspaper.ru
Тем временем Евгений Сафонов, главный редактор ресурса Bird In Flight, разместившего интервью с фотографом, написал на своей фейсбук-странице следующее: «За неделю до открытия в Москве выставки Джока Стёрджеса на Птахе вышли снимки и интервью с фотографом. Материал за все время собрал пару тысяч просмотров.

В воскресенье, после того как Роскомнадзор признал работы Стёрджеса порнографией, а вход на выставку был заблокирован представителями организации „Офицеры России“, фотографии Стёрджеса на сайте посмотрели еще 200 тысяч человек»…

Джок Стёрджес, 69 лет. Американский фотограф. Снимает обнаженных моделей на нудистских пляжах Калифорнии, Франции и Ирландии… Как он сказал в данном интервью изданию, «…людей, которые не стесняются своего тела и чувствуют себя счастливыми независимо от того, есть ли на них одежда или нет. Вообще, в фотографии очень сложно найти свою тему. Но в какой-то момент ты просто на нее выходишь: делаешь фотографию, которая тебя цепляет, и понимаешь, куда идти. Так я оказался во Франции, в хипповских коммунах, где люди пытались вернуться к естественности и природе. Я не пытался снять как можно больше людей, а ограничился несколькими семьями, с которыми работал по много лет. Мы стали одной семьей».
Выставка Бальтюса, которую закрыли в Германии
Французско-польский художник Бальтюс, который родился в 1908 г., (Бальтазар Клоссовски де Рола, Balthus), — известный мастер. Известный и скандальный: 5 февраля 2014 года ретроспективу художника в Museum Folkwang отменили, как пишут, «из-за того, что критики назвали словом „педофилия“». Наряду, собственно, с неоднозначными, однако мастерскими картинами Бальтюса фото несовершеннолетней модели художника Анны, которая позировала ему с восьмилетнего возраста, были одним из решающих аргументов в принятии этого решения руководством музея.
Расизм как повод для запрета выставки
Лондонский Barbican Centre в сентябре 2014 года отменил выставку Брэтт Бейли (Brett Bailey): авторский замысел — критику колониального рабства, — сочли расистской.
Фото — theguardian.com
Фото — theguardian.com
Рекомендуемые работы
Ольга Шацкая. Фрида Кало
Фрида Кало
2024, 90×60 см
$851
Оригинал
Сергей Пляскота. Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и  кольраби
  • Реклама
Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и кольраби
2024, 100×120 см
$4 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 452
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$200
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$320
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$280
Оригинал
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$501
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$451
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия

Война и мир

Из недавних событий — прекращение работы международной выставки в Турции в начале 2016 года, всего через несколько дней после открытия. Экспозиция «Post-Peace» («Пост-Мир») с работами 12 современных авторов из разных стран демонстрировала изображения, связанные с военными действиями, поэтому выставки сочли «нетактичными» на фоне произошедших печальных событий в стране — терактов в Анкаре и Стамбуле.

Отметим, во всех приведенных случаях отмены зарубежных выставок разгорелись жаркие дискуссии, однако ни одна из них не была отмечена вниманием каких-либо официальных структур.
Титульное фото: Джок Серджес на выставке