После смерти Караваджо в 1610 году образовавшуюся пустоту на художественном ландшафте Европы заполнили два гения живописи: испанец Хосе де Рибера, в 1616 году переехавший из Рима в Неаполь, и француз Валантен де Булонь, который всю свою короткую карьеру провёл в Риме.
«Самсона с ослиной челюстью» (Музей изящных искусств Кливленда) Валантен де Булонь написал в 1630 году для кардинала Франческо Барберини, племянника папы Урбана VIII. Эта картина является автопортретом художника.
Слева: Валантен де Булонь, «Самсон» (1630). Музей изящных искусств Кливленда
Наиболее часто встречающиеся темы у Валантена де Булонь — традиционные для караваджизма сцены развлечений, музицирований, попоек и гаданий. В соответствии с модой, они несут отпечаток размышлений о быстротечности радостей жизни.
Но величайшими достижениями художника в области повествования и основными экспонатами выставки в Нью-Йорке станут монументальные полотна «Аллегория Италии» (пожалуй, самый яркий пример натурализма в живописи до Курбе) и «Мученичество святых Мартиниана и Прокесса» (запрестольный образ для базилики Св. Петра в Риме). Этой картиной восхищались многие современники, а позже зарисовки с неё делал Веласкес. Он приехал в Рим вскоре после того, как полотно было установлено в церкви.
Слева: Валантен де Булонь, «Мученичество святых Мартиниана и Прокесса» (1629). Пинакотека Ватикана, Рим
В будущем манере этого художника выстраивать композицию следовали многие известные фотографы. На его картинах нередко присутствует персонаж, который смотрит на зрителя, тем самым давая понять, что тот является участником истории.