Имя Адриана ван де Вельде — одного из величайших ландшафтных живописцев Голландии XVII века — ныне практически забыто. Лишь спустя почти 350 лет после скоропостижной смерти художника два крупных европейских музея организовали его масштабную ретроспективу. Выставка «Адриан ван де Вельде — голландский мастер пейзажа» вскоре завершается в Рейксмузеуме и переезжает в галерею Далиджа.
Несмотря на короткий творческий путь, Адриан ван де Вельде создал свой неповторимый стиль. Около 400 сохранившихся картин отличаются тщательной детализацией, гармоничными композициями и цветовыми решениями.
Выезд на соколиную охоту
1666, 50×46.9 см
Адриан ван де Вельде (1636 — 1672) родился в Амстердаме и был сыном известного мариниста Виллема ван де Вельде Старшего. Первый отпрыск этого художника, также Виллем (с приставкой Младший), решил пойти по стопам отца и заслужил прозвище «Рафаэль морской живописи». А вундеркинд Адриан избрал собственный путь и под влиянием творчества Паулюса Поттера стал пейзажистом.
Пара с двумя детьми и няней на фоне пейзажа
1667, 148×178 см
Андриан ван де Вельде известен не только как несравненный живописец, но и как феноменальный рисовальщик. Его наброски людей и животных, сделанные, как правило, красным мелом, считаются безукоризненными примерами жанра. Несмотря на то, что художник умер всего 35-ти лет от роду, он — один из немногих, чей процесс работы тщательно задокументирован.
Слева: Андриан ван де Вельде, «Женщина с ребёнком на коленях» (1662 — 1667). Это единственный дошедший до нас подготовительный набросок для большого семейного портрета «Пара с двумя детьми и няней на фоне пейзажа» (см. иллюстрацию выше). На рисунке видно, что Ван де Вельде первоначально хотел изобразить лицо маленькой девочки повёрнутым вправо, но на картине она смотрит прямо на зрителя.
Благодаря множеству сохранившихся рисунков нам известно, что живописец начинал с грубого наброска композиции пером и тушью. Затем он тщательно прорабатывал фигуры людей и животных, которыми населял свои полотна, а также делал подробные зарисовки отдельных компонентов — хижин и деревьев. И лишь после этой длительной подготовки он приступал к написанию ландшафта.
Хижина
1671, 76×65 см
Ниже: фрагмент картины «Хижина» (Рейксмузеум) и рисунок мелом к ней «Лежащая корова и три овцы» (Исторический музей Амстердама)
Ван де Вельде так изящно вписывал фигуры в свои пейзажи, что другие художники зачастую просили его сделать это на своих работах. Одним из таких коллег был гарлемский живописец Ян Вейтатнс, в чьей мастерской он работал в 1660-е годы и писал людей и крупный рогатый скот на картинах учителя. В этот период Адриан ван де Вельде сымитировал манеру Вейнантса в своей работе «Холмистый пейзаж
со столбовой дорогой» (см. иллюстрацию ниже): довольно голый холмистый ландшафт с несколькими деревьями и крошечными фигурами людей, овец и коров.
Холмистый пейзаж со столбовой дорогой
1660-е
, 28×39 см
Экспонаты для выставки предоставили частные коллекции и такие ведущие европейские музеи, как Лувр, Галерея старых мастеров в Касселе, Музей Тиссена-Борнемисы, Маурицхёйс и Британский музей. Особый интерес представляют «Побережье в Схевенингене», которую 21-летний художник написал в 1658 году (ныне принадлежит галерее в Касселе), а также редкая деревянная панель с пляжной сценой, датированная 1660 годом — из Лувра. Рейксмузеум выставил пять холстов и десяток рисунков из своего собрания.
Побережье в Схевенингене
1658, 50×74 см
Как самостоятельные произведения на выставке представлены эскизы пером и тушью, а также акварели. Они подчёркивают уникальный талант молодого художника.
Карета на пляже в Схевенингене
1660, 37×49 см
Как уже упоминалось, Адриан ван де Вельде умер в раннем возрасте, но за его полотнами коллекционеры из Германии, Англии и Франции отчаянно охотились на протяжении ещё двух столетий.
Известный искусствовед Вольфганг Штехов (1896 — 1974) сравнивал картины голландца с камерной музыкой Моцарта, особо отмечая мастерство световых эффектов, тщательно выверенную композицию и детально выписанные фигуры.
Известный искусствовед Вольфганг Штехов (1896 — 1974) сравнивал картины голландца с камерной музыкой Моцарта, особо отмечая мастерство световых эффектов, тщательно выверенную композицию и детально выписанные фигуры.
Два наброска отдыхающего пастуха
1671, 19.9×29.1 см
Слава одного из величайших мастеров Золотого века голландской живописи угасла лишь к середине XX столетия.
Сцена на побережье в Схевенингене
1660, 38.2×50 см
Выставка «Адриан ван де Вельде — голландский мастер пейзажа» в Рейксмузеуме в Амстердаме завершит свою работу 25 сентября. А уже 12 октября она откроется в галерее Далиджа в Лондоне, где будет доступна для посещения до 15 января 2017 года.
Пейзаж с людьми и коровами
1664, 125.7×167 см
По материалам официальных сайтов галереи Далиджа и Рейксмузеума. Главная иллюстрация: Адриан ван де Вельде, «Пастух и пастушка на отдыхе у ручья» (1668)