Первым учителем художника был Хуан де Кастильо, прививший ему сухую, жёсткую манеру письма. В возрасте 26 лет Мурильо отправился в Мадрид, где королевский живописец Диего Веласкес позволил ему копировать работы Рубенса, ван Дейка и Хосе де Риберы, венецианских и фламандских мастеров из монарших коллекций, а также сам оказал значительное воздействие на становление молодого человека. Свидетельством этого влияния стали богатые цвета и мягкие формы на последующих картинах Мурильо.
Слева: Бартоломе Эстебан Мурильо, «Автопортрет» (ок. 1668 — 1670)
Однако после смерти жены в 1664 году Мурильо резко снизил темпы работы. Новый этап его жизни начался с росписи алтаря в церкви Санта-Мария-ла-Бланка при монастыре августинцев. Сам художник жил при монастыре капуцинов, где также украшал алтарную стену. Одним из холстов и стал «Праздник Порциункулы».
Сюжет картины связан с Праздником Прощения, который проводится ежегодно 2 августа в Ассизи, где расположена небольшая церквушка под названием Порциункула. Именно там основал свой орден святой Франциск. По его просьбе Папа Гонорий III в 1216 году пожаловал индульгенцию всем, кто в этот день посетит это место.
«Праздник Порциункулы» (El Jubileo de la Porcíuncula) — это полотно внушительных размеров (4,3 на 2,95 м). Оно счастливо избежало участи многих произведений искусства, которые были разграблены в период наполеоновских войн. Картину спрятали в Севильской крепсти (алькасаре), а затем вывезли в Королевскую академию изящных искусств в Мадриде. В 1814 году она вернулась в монастырь капуцинов, монахи которого подарили холст художнику Хоакину Бехарано — в благодарность за реставрацию других шедевров Мурильо.
Слева: Бартоломе Эстебан Мурильо, «Видение святого Франциска в Порциункуле» (ок. 1667)