Вторую насущную проблему в отечественном искусствоведении, куратор видит в неизученности этого периода, — отсутствии публикаций, исследований твочрества художников поздней советской эпохи, которая вызывает много вопросов. Галина Яковлевна рассказывает нам о малоизвестных киевских творцах.
Галина Скляренко — куратор выставки НХМУ и Михаил Кулинич — сокуратор выставки, искусствовед аукционного дома «Дукат»
— Николай Трегуб практически не экспонировался. Он не был членом Союза художников и с большим трудом доставал холсты и краски, писал на картоне, оргалите, на том, что у него было. Он учился в студии при заводе «Большевик» у Григория Хусида. В начале 1960-х в студии прошла его выставка для «своих» — и всё. Вместе с Баклицким он создал группу «New Bent», они выставлялись на заводах, квартирных выставках. Трегуб долгое время работал художником в Институте археологии, участвовал в раскопках… В 1990-х он покончил с собой.
После его смерти он был забыт, работы разошлось по частным рукам, а во времена перестройки к нему возник интерес. В 1990-м году Музее Т. Шевченко организовал симпатичную, довольно большую выставку, но никаких каталогов издано не было, и работы опять «ушли»: ряд картин его семья продала в музей Нью-Джерси, который владеет большой коллекцией «несоветского искусства» советской эпохи.
Н.Трегуб «Абстрактное», 1977
— Флориану Ильичу Юрьеву сейчас 87 лет — это человек-легенда! Художник, архитектор, музыкант, искусствовед, поэт… В своем творчестве он работает над теорией «музыки цвета» — синтеза звука и изображения, — анализируя цветовое восприятие и его отражение в искусстве. Сейчас художник планирует издать свои работы, а мы думаем о создании большой презентации его творчества.
— Со скульптурой у нас плохо — очень мало серьезных и достойных мастеров. На выставке мы показываем Михаила Грицюка — это феномен, художник мирового уровня. Он учился в Аргентине у Эрьзи, а вернувшись в Украину, в нашем Художественном институте. К счастью, он сохранил свободу и свою пластику в работах.
М.Грицюк «С.Рахманинов», 1979, тонированное оргстекло
— Отобраны достойнейшие работы - это прекрасное представление о большом периоде украинского искусства, которое, к сожалению, очень мало сейчас экспонируется. Удача этого проекта — суметь показать целостность, преемственность — 1960-е, 70-е, 80-е, начало 90-х… и те имена, которые обозначены экспозиционно.
Ольга Андреевна Лагутенко — доктор искусствоведения, профессор Национальной Академии искусств
М. Вайнштейн «Борец. Портрет Б. Гуревича», 1971, холст, масло, 121×102