Выставочный проект в Музее А.С. Пушкина, рожденный в содружестве государственного музея и частного собрания, можно назвать уникальным — как по художественной ценности экспонируемых работ, так и по формату их представления. Левицкий, Боровиковский, Тропинин, Кипренский и другие мастера российской и зарубежной живописи, искусно запечатлевшие на полотнах своих современников — экспозиция «Создания искусств и вдохновения…» органично вписалась в пространства залов музея на Пречистенке.
Впервые в истории Государственного музея А.С.Пушкина живописные шедевры из частного собрания предстали перед московскими зрителями в контексте постоянной действующей экспозиции.
Иван Ломов. Портрет
великого князя Константина Николаевича. 1851 г. (Копия работы Ф. Крюгера).
Юзеф Олешкевич. Портрет
С.П. Лобановой-Ростовской, 1825
Среди безусловных шедевров выставки — портреты высоких особ: молодого Александра I (Владимир Боровиковский); портрет
Петра I (Ян Купецкий); портрет
знатной дамы (Георг Кристоф Гроот); портрет
Екатерины II (Дмитрий Левицкий).
И.С.Сидоров Портрет
великого князя Константина Павловича. 1793−1794 г.
«Константин Павлович (второй сын Павла I и Марии Фёдоровны) вошёл в историю как несостоявшийся (хотя и провозглашённый) император, чей необычно оформленный отказ от престола привёл к политическому кризису… Константин царствовать не хотел и прибавлял: „Меня задушат, как задушили отца“; 14 января 1823 года Константин, ссылаясь на морганатический брак с польской графиней Грудзинской и неспособность к государственному управлению, письменно отрёкся от престолонаследия… 14 (26 декабря) 1825 года, произошло восстание декабристов, формальным поводом которого был отказ от переприсяги Николаю и защита прав Константина…» — читаем о герое портрета.
28 полотен кисти знаменитых портретистов были предоставлены для экспозиции петербургским коллекционером Михаилом Карисаловым — он поддерживает активные дружеские и партнерские связи с ведущими российскими музеями и является дарителем многих из них — в том числе и Государственного музея А.С. Пушкина в Москве.
Кристина Робертсон. Портрет
императрицы Александры Федоровны. 1840−1850-е.
Идея выставки подразумевает участие портретов представителей знатных родов пушкинского времени: портреты великих князей Константина Павловича и Константина Николаевича Романовых, князей Н.А. Голицына и И.Л. Голенищева-Кутузова, графа А.И. Рибопьера, генералов А.Д. Балашова и П.П. Папкова, княгини С.П. Лобановой-Ростовской, а также безымянных знатных дам и аристократов.
Александр Варнек. Портрет
генерала А.Д.Балашова. 1811−1814г.
Большинство изображенных на картинах персонажей — современники Александра Сергеевича Пушкина, со многими поэт был знаком лично. Так что портреты не просто разместились в музейном зале, — они на время дополнили постоянную музейную экспозицию «Пушкин и его эпоха».
Безусловно, внимание публики также привлекают портретные полотна художников Гавриила Яковлева, Тимофея Неффа, Вильгельма Голике, мастерски изобразивших на полотнах простонародные типажи — рыбака-итальянца, пастушку, соррентийскую девушку.
Тимофей Нефф. Портрет соррентийской девушки. Середина 19 века.
Вильгельм Август Голике. «Рыбак-итальянец», 1830-е (из собрания семьи Карисаловых, Санкт-Петербург)
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Портрет
молодого человека. 1795−1801 г.
Интересно увидеть на выставке и одну из работ Виже-Лебрен, «французской портретистки XVIII века, красавицы и расчетливой карьеристки, которую искренне обожала королева Мария-Антуанетта и до брезгливости терпеть не могла императрица Екатерина II… Художница сетовала на придворные интриги, а в записках упоминала „излишнюю полноту“ — теперь уже русской монархини и „чрезвычайное уродство“ Павла I, но всё же прожила в Петербурге вполне счастливые шесть лет, омрачённые к концу пребывания разве что тем, что подросшая Жанна-Жюли, вопреки материнской воле, недостаточно выгодно выскочила замуж. Во Францию художница также умудрилась вернуться с почестями, уже по приглашению пришедшего к власти Наполеона…» — читайте в Артхиве биографию художницы.
Данная экспозиция - первое представление портретной коллекции из художественного собрания Михаила Карисалова взыскательной московской публике, возможность увидеть цельное собрание портретной живописи знаковых мастеров российской и зарубежной живописи конца XVIII — первой трети XIX века, живших и работавших в России.
Выставка «Создания искусств и вдохновения…» в Музее Пушкина продлится до 29 сентября 2016 года.
Неизвестный художник. «Рыбачок». Середина 19 века.
Титульная иллюстрация: Юзеф Олешкевич. Портрет
С.П. Лобановой-Ростовской. 1825
При подготовке использованы материалы и иллюстрации пресс- и пост-релизов Государственного музея А.С.Пушкина.
При подготовке использованы материалы и иллюстрации пресс- и пост-релизов Государственного музея А.С.Пушкина.