Русский музей решил поближе познакомить питерскую публику с творчеством Сильвестра Щедрина и его соратников по школе Позиллипо: в Михайловском дворце проходит выставка известного «русского итальянца» и его коллег-пейзажистов, которым в начале 19 века полюбились прекрасные виды Неаполитанского залива и игра солнечного света на склонах Везувия.
«Утоление боли» — так переводится с итальянского название этого холмистого мыса в Неаполитанском заливе. Позиллипо, расположенный в нынешних границах Неаполя, — в начале 19 века был необитаемым местом. Но стоило здесь появиться дороге, как привлекательный прекрасный уголок, откуда открывается фантастический вид на воды Неаполитанского залива и Везувий, стал досягаем не только для туристов, но и для художников.
Группа пейзажистов, которая всем сердцем полюбила этот божественный вид, в 1820-х годах стала так и называться — школа Позиллипо. В нее входили Сильвестр Щедрин, Джачинто Джиганте и другие художники, а возглавлял школу Антонис Питлоо.
Группа пейзажистов, которая всем сердцем полюбила этот божественный вид, в 1820-х годах стала так и называться — школа Позиллипо. В нее входили Сильвестр Щедрин, Джачинто Джиганте и другие художники, а возглавлял школу Антонис Питлоо.
Сильвестр Щедрин. «Неаполь. Набережная Мерджеллина в лунную ночь». Конец 1820-х.
Сильвестр Щедрин приехал в Италию в 1818 году после окончания Академии художеств в Петербурге. Почти половина работ из наследия художника посвящена живописным окрестностям Неаполя, Капри, Сорренто.
Сильвестр Щедрин. «Стадо у развалин». 1810 (копия картины, предположительно А. Кейпа).
Щедрин одним из первых начал выполнять пейзажи непосредственно с натуры. Его работы «дышат» и убедительно передают представление о единстве человека и природы.
Сильвестр Щедрин. «Храм Сераписа в Поццуоли». 1828 (?)
В Италии Щедрин сблизился с группой пейзажистов из Италии, Голландии и Германии, которую возглавлял художник Антонис Питлоо.
Покровительствовал им граф Григорий Владимирович Орлов, который прославился в том числе и тем, что издал за границей лучшие басни Крылова с переводами на французский и итальянский языки, над которыми трудилось более 80 писателей.
Покровительствовал им граф Григорий Владимирович Орлов, который прославился в том числе и тем, что издал за границей лучшие басни Крылова с переводами на французский и итальянский языки, над которыми трудилось более 80 писателей.
Сильвестр Щедрин. «Набережная Санта Лючия в Неаполе». 1924
Крупным достижением художника стала картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела», написанная в 1823 году (титульная иллюстрация к этому материалу). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов — не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.
На выставке в Русском музее представлены 65 полотен Сильвестра Щедрина: проживая и работая в Италии, картины свои, он, тем не меее, отправлял на родину. Зрители увидят как ранние работы петербургского периода, так поздние, написанные художником в Италии, из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. Еще порядка 30 картин из собраний этих музеев в полной мере демонстрируют пейзажное искусство других художников школы Позилиппо.
Выполненные на пленэре пейзажи художников школы Позиллипо, в которых ощущается начало эпохи импрессионизма, пользовались большим успехом у богатых туристов как своего рода сувенир о солнечной Италии. Полотна Сильвестра Щедрина, давно ставшие классикой отечественной пейзажной живописи, высоко ценили современники и потомки художника. Экспозиция позволит зрителям впервые увидеть произведения значительного мастера отечественной живописи рядом с полотнами его европейских современников-пейзажистов.
Выставка «Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо» в Русском музее открыта для посещения до 1 ноября 2016 года
По материалам пресс-релиза Русского музея.
Титульная иллюстрация: Сильвестр Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела».
Титульная иллюстрация: Сильвестр Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела».