войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"

В камерных залах музея В.А.Тропинина открылась выставка работ Наталии Гончаровой, посвященная 135-летию со Дня рождения художницы. Ее «лучистые» картины рождались из горнила творческого и любовного союза с Михаилом Ларионовым, который и придумал новое направление — «лучизм», ставший предвестником русского абстракционизма. Как трактовала «лучизм» Наталья Гончарова, показывает выставка в Музее Тропинина.
Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
Впервые за всю историю существования Музея, который специализируется на искусстве XVIII-ХIX веков, публике представлены «непрофильные» картины Наталии Гончаровой, которые относятся к XX столетию.
Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность, сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам.
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм
Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать – стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов. Читать дальше
стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой», — такое определение дал своему изобретению сам Михаил Ларионов.
Наталья Гончарова. Эскиз театральной декорации к балету «Эспана». 1913
Из собрания Музея В. А. Тропи
Наталья Гончарова. Эскиз театральной декорации к балету «Эспана». 1913
Из собрания Музея В. А. Тропинина
Произведения Наталии Гончаровой, хранящиеся Музее Тропинина, относятся к московскому периоду её творчества. Миниатюрные иллюстрации к литературным произведениям Тихона Чурилина и Алексея Крученых дополнены эскизами театральных костюмов из Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Здесь же — первый экземпляр книги Тихона Чурилина «Весна после смерти» (1915) с автографом автора, предоставленный Домом-музеем Марины Цветаевой.
Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
О первом абстрактном луче в мире предметности, о творческом пути великого союза художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой читайте в нашем материале.
Гончарову привлекло творчество поэта Тихона Чурилина, написавшего свои самые напряженные лирические
Гончарову привлекло творчество поэта Тихона Чурилина, написавшего свои самые напряженные лирические стихи после выхода из сумасшедшего дома. Сама книга «Весна после смерти» была опубликована только в 1915 г. (М.: Альциона; тираж 240 нумерованных экз.), но еще до ее появления художница издала небольшим тиражом отдельную папку с литографиями, вдохновленными образами поэта. Гончарова сумела не только расслышать трагические ноты, свойственные поэзии Чурилина, но и уловить тот скрытый музыкальный ритм, который был положен им в основу всего цикла.

Обложка издания. [М.]: Лит. т-во Кушнерев и К°, 1912. 8 листов в издательской папке. Размер листов: 20,5×18,3 см.
Тихон Чурилин. «Послушница».

Вся в чёрном — лёгкая на снеговом на белом.
Идёт и чёрным не пугает бе

Тихон Чурилин. «Послушница».

Вся в чёрном — лёгкая на снеговом на белом.
Идёт и чёрным не пугает белизны.
Идёт, послушная, за тихим малым делом,
Идёт, не смотрит: явно видит сны.

И тишина с ней, тихой, неотлучно
Идёт и бережно отсчитывает миг.
А, рядом, тянется и тянется, докучно,
Железок звяк, ключей или вериг.

1908


Иллюстрация: Наталья Гончарова, 1911−12гг

Напомним, что в 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы — на лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой художницей на тот момент.
Тихон Чурилин. «Ночь».

Нет масла в лампе — тушить огонь.

Сейчас подхватит нас чёрный конь…

Мрачне

Тихон Чурилин. «Ночь».

Нет масла в лампе — тушить огонь.

Сейчас подхватит нас чёрный конь…

Мрачнее пламя — и чадный дух…

Дыханьем душным тушу я вдруг.

Ах, конь нас чёрный куда-то мчит…

Копытом в сердце стучит, стучит!

1912




Иллюстрация: Наталья Гончарова, 1911−12гг

Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова «Стекло» лишь на организованной обществом «Ослиный хвост» выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив». Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов. Тем интереснее открывшаяся в Музее Тропинина экспозиция, которая прольет лучи новых впечатлений на творчество Натальи Гончаровой.
Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
Выставка «Лучистые образы Наталии Гончаровой» в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени будет работать до 17 ноября 2016 г.
Рекомендуемые выставки и показы
Музей Тропинина представляет "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
При подготовке использованы фото и материалы Музея Тропинина в социальной сети Фейсбук и ресурса raruss.ru.
Титульная иллюстрация: Наталия Гончарова. Эскиз костюма святого Андрея к балету Леонида Мясина «Литургия». 1915 (фрагмент)