В камерных залах музея В.А.Тропинина открылась выставка работ Наталии Гончаровой, посвященная 135-летию со Дня рождения художницы. Ее «лучистые» картины рождались из горнила творческого и любовного союза с Михаилом Ларионовым, который и придумал новое направление — «лучизм», ставший предвестником русского абстракционизма. Как трактовала «лучизм» Наталья Гончарова, показывает выставка в Музее Тропинина.
Впервые за всю историю существования Музея, который специализируется на искусстве XVIII-ХIX веков, публике представлены «непрофильные» картины Наталии Гончаровой, которые относятся к XX столетию.
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность, сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам.
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм
стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой», — такое определение дал своему изобретению сам Михаил Ларионов.
Наталья Гончарова. Эскиз театральной декорации к балету «Эспана». 1913
Из собрания Музея В. А. Тропинина
Из собрания Музея В. А. Тропинина
Произведения Наталии Гончаровой, хранящиеся Музее Тропинина, относятся к московскому периоду её творчества. Миниатюрные иллюстрации к литературным произведениям Тихона Чурилина и Алексея Крученых дополнены эскизами театральных костюмов из Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Здесь же — первый экземпляр книги Тихона Чурилина «Весна после смерти» (1915) с автографом автора, предоставленный Домом-музеем Марины Цветаевой.
О первом абстрактном луче в мире предметности, о творческом пути великого союза художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой читайте в нашем материале.
Гончарову привлекло творчество поэта Тихона Чурилина, написавшего свои самые напряженные лирические стихи после выхода из сумасшедшего дома. Сама книга «Весна после смерти» была опубликована только в 1915 г. (М.: Альциона; тираж 240 нумерованных экз.), но еще до ее появления художница издала небольшим тиражом отдельную папку с литографиями, вдохновленными образами поэта. Гончарова сумела не только расслышать трагические ноты, свойственные поэзии Чурилина, но и уловить тот скрытый музыкальный ритм, который был положен им в основу всего цикла.
Обложка издания. [М.]: Лит. т-во Кушнерев и К°, 1912. 8 листов в издательской папке. Размер листов: 20,5×18,3 см.
Обложка издания. [М.]: Лит. т-во Кушнерев и К°, 1912. 8 листов в издательской папке. Размер листов: 20,5×18,3 см.
Тихон Чурилин. «Послушница».
Вся в чёрном — лёгкая на снеговом на белом.
Идёт и чёрным не пугает белизны.
Идёт, послушная, за тихим малым делом,
Идёт, не смотрит: явно видит сны.
И тишина с ней, тихой, неотлучно
Идёт и бережно отсчитывает миг.
А, рядом, тянется и тянется, докучно,
Железок звяк, ключей или вериг.
1908
Иллюстрация: Наталья Гончарова, 1911−12гг
Напомним, что в 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы — на лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой художницей на тот момент.
Тихон Чурилин. «Ночь».
Нет масла в лампе — тушить огонь.
Сейчас подхватит нас чёрный конь…
Мрачнее пламя — и чадный дух…
Дыханьем душным тушу я вдруг.
Ах, конь нас чёрный куда-то мчит…
Копытом в сердце стучит, стучит!
1912
Иллюстрация: Наталья Гончарова, 1911−12гг
Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова «Стекло» лишь на организованной обществом «Ослиный хвост» выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив». Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов. Тем интереснее открывшаяся в Музее Тропинина экспозиция, которая прольет лучи новых впечатлений на творчество Натальи Гончаровой.
Выставка «Лучистые образы Наталии Гончаровой» в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени будет работать до 17 ноября 2016 г.
При подготовке использованы фото и материалы Музея Тропинина в социальной сети Фейсбук и ресурса raruss.ru.
Титульная иллюстрация: Наталия Гончарова. Эскиз костюма святого Андрея к балету Леонида Мясина «Литургия». 1915 (фрагмент)
Титульная иллюстрация: Наталия Гончарова. Эскиз костюма святого Андрея к балету Леонида Мясина «Литургия». 1915 (фрагмент)