• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

«Девушка с жемчужиной» завершает мировое турне. Последняя остановка - в Болонье

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Если в ближайшее время вы собираетесь в Голландию и одна из целей вашего визита — повидаться со знаменитой «Девушкой с жемчужиной», имейте в виду: у вас ничего не получится. Королевская художественная галерея Маурицхейс, где прописана знаменитая героиня Яна Вермеера Делфтского, - на реконструкции, а «Девушка» путешествует в сопровождении еще 36 шедевров Золотого века голландской живописи. До 25 мая она в итальянской Болонье: выездная экспозиция Маурицхейса «Миф о Золотом веке. От Вермеера до Рембарандта» выставляется в Палаццо Фава.
Модернизация Маурицхейса началась еще в 2012-м. С тех пор передвижная выставка побывала в Японии (в Токио и Кобе) и в США (в Сан-Франциско, Атланте и Нью-Йорке). Единственная остановка в Европе — Болонья. Состав выставки немного менялся от города к городу, но во главе делегации неизменно была «Девушка с жемчужиной».

В Болонье можно увидеть еще одну картину Вермеера — «Диану с нимфами». Творчество Рембрандта представлено четырьмя полотнами, среди них — «Сусанна» и «Песнь Симеона» («Симеон во храме»). Выставка также знакомит с творчеством Франса Халса, Яна Стена, Герарда Терборха и других голландцев, прославившихся в XVII веке.

Что это за девушка?

Когда объявили о том, что «Девушка с жемчужиной» все-таки завернет в Болонью по пути домой, в течение первых восьми часов на выставку было забронировано более 15 тысяч билетов. К потоку посетителей приготовились и коммерсанты, наштамповав сувенирной продукции со знаменитым портретом.
Почему такой ажиотаж?
Да, Вермеер — большой художник. Картин после него осталось немного (не ставится под сомнение авторство 34-х работ), а «Девушка» среди лучших из них. Но мало ли в истории живописи отменных женских портретов? А этот — еще и очень скромных размеров: всего 44,5×39,5 см — поди еще разбери величие замысла и исполнения в музейной сутолоке.
Похоже, интерес публики подогрели два обстоятельства.

Кино «Девушка с жемчужной сережкой» и одноименная книга Трейси Шевалье, по которой он снят. Дело было еще 10 лет назад, но Колин Ферт в роли Вермеера и Скарлетт Йоханссон в роли позирующей ему служанки были незабываемы (напомним, однако, что девушка с картины служанка — лишь одна из версий, есть мнение, что это дочь художника).
Вторая причина — в ближайшем будущем. 27 июня Маурицхейс вновь откроет свои двери после капитального ремонта. Вряд ли после этого удастся выманить «Девушку» на гастроли. Она — главная приманка для туристов и такое же лицо музея, как «Джоконда» да Винчи — символ Лувра. А ведь в итальянских музеях нет ни одной картины Вермеера.

А еще, конечно, дело в том, что в этой женщине есть загадка: чем она занималась до того, как обернулась, чтобы посмотреть на вас, конкретно на вас?

3 факта о «Девушке с жемчужиной»

— Возраст. Как и положено красавице, она скрывает свой возраст. Вермеер оставил на полотне автограф, но не указал дату создания своей «Моны Лизы». Эксперты склоняются к тому, что портрет был написан в 1665 году.

— Мытарства. Жизнь «Девушки» была полна испытаний, которые не лучшим образом сказались на ее внешности. Где находилась картина почти 200 лет, между двумя появлениями на аукционах в 1696-м и 1882- годах, неизвестно. Когда в 1902-м году она поселилась в Королевской галерее Маурицхейс, стало ясно, что за годы скитаний полотно покрылось не только многочисленными трещинками, но и настоящими разломами. Пострадало даже лицо героини.
— Процедуры омоложения. Было проведено пять реставраций шедевра Вермеера, но арт-доктора проигнорировали принцип «не навреди» и только усугубили ситуацию. Например, укрепляя полотно с изнанки, они прошлись по нему горячим утюгом. Дельные омолаживающие процедуры состоялись только в 1994-м году, во время публичной реставрации: через стекло за процессом могли наблюдать посетители музея. «Девушке» немного сгладили морщины «морщин». Ей сделали томограмму и выяснили десятки нюансов о ее устройстве. Например, наконец определились, сколько бликов на сережке — три или четыре. Вермеер сделал три. А то, что принимали за четвертый, — грязь, случайно попавшие на жемчужину брызги краски, которые убрали с, вероятно, самой дорогой жемчужины в мире.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: