• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Париж 1900: темные и светлые стороны Прекрасной эпохи

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
В Париже, как всегда, скандал: на этот раз — в Малом дворце (Petit Palais). 2 апреля стартовала выставка «Париж 1900», которая призвана если не запятнать великолепную репутацию французской столицы и, в частности, сорвать фальшивые блестки с воспоминаний о жизни города в 1900-х, — то уж по крайней мере создать многомерную и правдивую картину «прекрасной эпохи» столицы мира. И без картин известных художников в Париже — 2014 не обошлось: от Делакруа, Тулуз-Лотрека и Дега до Альфонса Мухи, Бугро и Жерве.
Экспозиция включает в себя более 600 работ, среди которых картины, украшения, костюмы, скульптуры и фотографии «прекрасной» эпохи Парижа. Задача всего этого — с головой погрузить зрителя в атмосферу эпохи, причем показать как лицевую часть, так и изнанку. Для создания правильного контекста также послужат технические изобретения, культурные сенсации и безукоризненная элегантность парижских женщин 1900-х — все то, что стало символом Парижа, благодаря «пиару» в литературе и кинематографе.
Это суперсовременная выставка с оригинальной и технически продуманной сценографией: технологии театра и кино активно участвуют в создании у посетителя (который превращается в зрителя и соучастника) ощущения присутствия и правильного восприятия контекста. Маршрут для посетителей охватывает шесть павильонов и начинается с секции под названием «Париж, окно в мир» — отсылки к Всемирной выставке 1889 года в Париже. Для Экспо 1889 (как ее еще называли) были построены новые железнодорожные станции в Лионе, Орсэ и близ Государственного Дома инвалидов (в Париже). Кроме того была проложена первая линия метро (а в мире — четвертая) — Метрополитен. Для выставки «Париж 1900» грандиозное Экспо 1899 — краеугольный камень, поэтому ему уделено довольно много внимания: картины, фильмы, целые архитектурные проекты и, конечно, маленькие слабости каждого туриста — памятные сувениры.
Но все же легендарная Всемирная выставка — далеко не все, что можно вспомнить о Париже тех времен. В роскошных магазинах и художественных галереях тогда активно продавались первые работы в стиле ар-нуво — и на выставке «Париж 1900» они показаны во втором павильоне: Эмиль Галле (Emil Gallé), Эктор Гимар (Hector Guimard), Жак Мажорель (Jacques Majorelle), Альфонс Муха (Alfons Mucha) и Рене Лалик (René Lalique) — к вашим услугам!
Третий павильон, как и второй, посвящен высокому искусству и подчеркивает центральное место в арт-мире, которое уже тогда Париж уверенно занял. Художники со всего мира стекались во французскую столицу, чтобы громко заявлять о себе — или только учиться мастерству; сеть галерей разросталась, а публика неизбежно «образовывалась» и становилась открытее, толерантнее и легче на подъем.

В этом павильоне можно увидеть работы приехавших попытать удачи и добившихся успеха художников из разных стран: это и испанец Игнасио Сулоага (Ignacio Zuloaga), и финн Альберт Эдельфельт (Albert Edelfelt), и американец Аллан Стюарт (Allan Stewart). При этом организаторы также проводят очевидное сравнение работ таких художников, как Сезанн (Cezanne), Моне (Monet), Ренуар (Renoir), Писсарро (Pissarro), Вюйар (Vuillard) наряду с работами Жерома (Gerome), Бугро (Bouguereau) и Жерве (Gervex) (которых зачисляли то в академисты, то в импрессионисты, то в поздние символисты) — с творчеством новых героев живописи: Аристида Майоля (Aristide Maillol) и Мориса Дени (Maurice Denis). Ну, а над всем этим красуется незыблемое искусство Родена (Rodin), по поводу которого, видимо, у кураторов сомнений не осталось.
Поль Сезанн. Три купальщицы
  • Сезанн
  • Жерве
Театральная афиша в исполнении Альфонса Мухи (Alfons Maria Mucha): постановка драмы А. Мюссе «Лорензаччо» в театре Ренессанс, 1896 год.

Кроме создания афиши, А. Муха сделал сценографию и эскизы костюмов. Известна страсть художника к истории, и здесь она нашла себе применение: действие драмы происходит в XVI веке.

Критики отмечают, что в афише к спектаклю Муха использовал режиссерские приемы, характерные образы и жесты, аккумулирующие в себе сердевину драмы
Эдгар Дега. У модистки
Далее посетители сталкиваются с творениями парижской моды, которая в то время находилась в самом зените. Ее успех увековечен на монументальной двери, ведущей в недра Всемирной выставки 1899: на двери изображена женщина в одежде от Жанны Пакен (Jeanne Paquin). В этом, четвертом, павильоне представлены модные достижения, задавшие тон целому столетию и ставшие культовыми. Все это окружено характерными полотнами в исполнении Ла Гандары (La Gandara), Бенара (Besnard), Беро (kean Beraud) и Дега (Degas), изображающими общество того времени, а также, в частности, его сверхобеспеченную прослойку.
Анри де Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте Хильперик
Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте Хильперик
Анри де Тулуз-Лотрек
1895, 145×150 см
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) «Марсель Лендер танцует болеро в оперетте „Хильперик“», 1895−1896.
Тулуз-Лотрек — признанный летописец богемной жизни Парижа в конце XIX — начале XX века. У него находим множество, даже для сегодняшнего зрителя, провокационных и откровенных изображений сцен того времени. Герои множества его произведений — его друзья-художники, проститутки, бродяги, пьяницы и наркоманы, актрисы и танцовщицы…
В 1895 году художник увлекся певицей и актрисой Марсель Лендер — которую изобразил на этой картине лихо отплясывающей болеро в театре «Варьете», а также на многих других своих литографиях.
Друг Лотрека Ромен Коолюс, молодой писатель, которого Лотрек вскоре научил, по собственному примеру, заниматься творчеством прямо в доме терпимости, рассказывал, что художник двадцать раз подряд таскал его с собой на «Хильперик» ради того, чтобы посмотреть на Марсель Лендер, — точнее, на ее спину: «Тебе нечасто доводилось видеть такое великолепие», — говорил художник. Он всегда садился в кресло в первом ряду слева и делал наброски в тетради.
Нельзя сказать, что мадемуазель Лендер была счастлива обрести такого поклонника, как Лотрек: он не сделал ей ни единого комплимента, скорее вел себя даже враждебно, острил и говорил колкости. Актриса, кажется, так и не поняла, что внимание художника к ней объяснялось тем, что она некрасива, — как не оценила и его творчества, когда он попытался подарить ей один из ее портретов.
Оставшиеся два павильона посвящены парижским развлечениям: от триумфов Сары Бернар — до Иветты Гильбер, от Дебюсси — до Ростана, от оперы — до концертов в кафе, от цирков — до борделей. Демонстрируются и светлые, и темные стороны этой сферы жизни столицы. Легендарные места и улицы города, такие как Мулен Руж или Ша Нуар (Le Chat Noir — бар «Черный кот»), стали излюбленными темами для многих художников того времени — например, для Тулуз-Лотрека. И искусство показывало не только пышную и праздничную сторону картины, но и разнообразные ужасы, связанные с проституцией и наркотиками — все то, что чаще всего не связывают с «прекрасной эпохой». Разумеется, это можно понять: ужасы войны, которые последовали вскоре после этого, с лихвой затмили ужасы слишком хорошей жизни. Кроме того, нельзя отрицать, что, при всех недостатках и темных сторонах, это было время культурного расцвета, который, так или иначе, и стал темой такой колоссальной выставки, как «Париж 1900».
Выставка продлится до 17 августа, а уже в конце марта стало доступным мобильное приложение, посвященное ей.
Автор: Юлия Власкина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: