school_banner
Регистрация

Учёные распознали «призрак» на картине Дега

Мне нравится1       0  
Искусствоведы воспользовались супер-рентгеном, чтобы заглянуть под верхний слой краски на картине Эдгара Дега и увидеть лицо, которое он написал почти 140 лет назад. Женщина, чьё изображение художник перевернул, чтобы снова использовать полотно, вероятнее всего, Эмма Добиньи — любимая модель художников XIX века, считают исследователи.
«Это очень волнующее открытие. Не каждый день находишь новую картину Дега, особенно, скрытую у тебя под носом», — сказал реставратор Дэвид Тарроугуд (David Thurrowgood) из австралийской Национальной галереи Виктории, которой принадлежит картина.
О существовании «подмалёвка» было известно примерно с 1920 года. Смутная фигура медленно проступала на изображении заменившей её модели, становясь всё более тёмным пятном на её лице. Но предыдущие попытки узнать что-либо об этом «призраке» позволили только определить его слабые контуры. Тогда искусствоведы признали, что «расшифровать» его без нанесения повреждений картине невозможно, отмечают исследователи в статье в журнале Scientific Reports.
Эдгар Дега. Эмма Добиньи


Теперь учёные, которые использовали так называемую рентгеновскую флюоресценцию, стали первыми после Дега людьми, которые взглянули на таинственную незнакомку. Сравнив изображение с другими картинами, они пришли к выводу, что, скорее всего, «ранее неизвестный портрет модели Эммы Добиньи».

Добиньи, чьё настоящее имя было Мари Эмма Тюйё (Marie Emma Thuilleux), позировала Эдгару Дега в 1869 — 1870 годах, когда ей было около 16 лет.



Слева: Эдгар Дега, «Эмма Добиньи» (1869)

Анри Луаретт (Henri Loyrette), бывший директор Лувра и признанный эксперт по Дега, допустил, что на картине и вправду может быть изображена эта девушка.
Между тем, женщина в чёрном, которая заняла место Добиньи на полотне, сохраняет инкогнито. Её изображение, датированное несколькими годами позже, примерно 1876-м — 1880-м, называется просто «Portrait de Femme» («Портрет женщины»).
Дега не накладывал новый грунт и наносил масляные краски тонким слоем, который со временем начал терять свои «маскирующие» свойства. Это и позволило Эмме Добиньи «выйти наружу».

С помощью синхротрона исследователи создали одиннадцать «карт» оригинального холста для каждого металлического элемента в пигментах, которые использовал Дега, включая мышьяк, медь, цинк, кобальт и ртуть. Однако сами цвета пока что можно лишь вообразить: ниже — цветовая реконструкция работы.
Предполагаемая реконструкция «призрака» на портрете кисти Эдгара Дега. Фото: NGV / Australian Synchrotron
«Кобальт, вероятно, присутствует в голубом пигменте, который используют для передачи телесного цвета, — сказано в отчёте команды. — В то время как ртуть преобладает в области лица и, скорее всего, соответствует красному пигменту, который придаёт розовый оттенок коже».

Размазанный участок в причёске девушки указывает на то, что Дега сделал несколько попыток придать заострённую, «эльфийскую» форму уху — это известная его «причуда» того времени.
Исследователи заявили, что не знают иного способа, который сработал бы так же хорошо, как синхротронное сканирование. Его также использовали в 2008 году, чтобы рассмотреть портрет крестьянки под «Лоскутом травы» Винсента Ван Гога.
Женский портрет, скрытый под пейзажем Винсента Ван Гога «Лоскут травы» и обнаруженный в 2008 году. Фото: Kröller-Müller museum
Скрытые картины и композиции важны для проникновения в суть произведений искусства и процесс творчества художников. В случае с двумя портретами, которые Дега написал с разницей в несколько лет, учёные могут увидеть изменение его палитры и техники.
По материалам artdaily.com
Комментировать Комментарии
HELP