войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Учёные распознали «призрак» на картине Дега

Искусствоведы воспользовались супер-рентгеном, чтобы заглянуть под верхний слой краски на картине Эдгара Дега и увидеть лицо, которое он написал почти 140 лет назад. Женщина, чьё изображение художник перевернул, чтобы снова использовать полотно, вероятнее всего, Эмма Добиньи — любимая модель художников XIX века, считают исследователи.
Учёные распознали «призрак» на картине Дега
«Это очень волнующее открытие. Не каждый день находишь новую картину Дега, особенно, скрытую у тебя под носом», — сказал реставратор Дэвид Тарроугуд (David Thurrowgood) из австралийской Национальной галереи Виктории, которой принадлежит картина.
О существовании «подмалёвка» было известно примерно с 1920 года. Смутная фигура медленно проступала на изображении заменившей её модели, становясь всё более тёмным пятном на её лице. Но предыдущие попытки узнать что-либо об этом «призраке» позволили только определить его слабые контуры. Тогда искусствоведы признали, что «расшифровать» его без нанесения повреждений картине невозможно, отмечают исследователи в статье в журнале Scientific Reports.
Теперь учёные, которые использовали так называемую рентгеновскую флюоресценцию, стали первыми после


Теперь учёные, которые использовали так называемую рентгеновскую флюоресценцию, стали первыми после Дега людьми, которые взглянули на таинственную незнакомку. Сравнив изображение с другими картинами, они пришли к выводу, что, скорее всего, «ранее неизвестный портрет модели Эммы Добиньи».

Добиньи, чьё настоящее имя было Мари Эмма Тюйё (Marie Emma Thuilleux), позировала Эдгару Дега в 1869 — 1870 годах, когда ей было около 16 лет.



Слева: Эдгар Дега, «Эмма Добиньи» (1869)

Анри Луаретт (Henri Loyrette), бывший директор Лувра и признанный эксперт по Дега, допустил, что на картине и вправду может быть изображена эта девушка.
Камиль Коро. Гречанка
Гречанка
1873, 84.2×55.2 см
Между тем, женщина в чёрном, которая заняла место Добиньи на полотне, сохраняет инкогнито. Её изображение, датированное несколькими годами позже, примерно 1876-м — 1880-м, называется просто «Portrait de Femme» («Портрет женщины»).
Дега не накладывал новый грунт и наносил масляные краски тонким слоем, который со временем начал терять свои «маскирующие» свойства. Это и позволило Эмме Добиньи «выйти наружу».

С помощью синхротрона исследователи создали одиннадцать «карт» оригинального холста для каждого металлического элемента в пигментах, которые использовал Дега, включая мышьяк, медь, цинк, кобальт и ртуть. Однако сами цвета пока что можно лишь вообразить: ниже — цветовая реконструкция работы.
Предполагаемая реконструкция «призрака» на портрете кисти Эдгара Дега. Фото: NGV / Australian Synchr
Предполагаемая реконструкция «призрака» на портрете кисти Эдгара Дега. Фото: NGV / Australian Synchrotron
«Кобальт, вероятно, присутствует в голубом пигменте, который используют для передачи телесного цвета, — сказано в отчёте команды. — В то время как ртуть преобладает в области лица и, скорее всего, соответствует красному пигменту, который придаёт розовый оттенок коже».

Размазанный участок в причёске девушки указывает на то, что Дега сделал несколько попыток придать заострённую, «эльфийскую» форму уху — это известная его «причуда» того времени.
Исследователи заявили, что не знают иного способа, который сработал бы так же хорошо, как синхротронное сканирование. Его также использовали в 2008 году, чтобы рассмотреть портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
крестьянки под «Лоскутом травы» Винсента Ван Гога.
Женский портрет, скрытый под пейзажем Винсента Ван Гога «Лоскут травы» и обнаруженный в 2008 году. Ф
Женский портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, скрытый под пейзажем Винсента Ван Гога «Лоскут травы» и обнаруженный в 2008 году. Фото: Kröller-Müller museum
Скрытые картины и композиции важны для проникновения в суть произведений искусства и процесс творчества художников. В случае с двумя портретами, которые Дега написал с разницей в несколько лет, учёные могут увидеть изменение его палитры и техники.
По материалам artdaily.com