Картина со спорным происхождением обнаружена в «Новой галерее» в Нью-Йорке. Об этом газете New York Times сообщил владелец музея Рональд Лаудер. Оказалось, что от проблем, связанных с коллекционированием довоенного европейского искусства, не застрахован даже глава Всемирного еврейского конгресса и председатель Комиссии по возвращению произведений, награбленных нацистами.
«Новая галерея» (Neue Galerie) в Нью-Йорке с момента своего открытия в 2001 году специализируется на австрийском и немецком искусстве 1890 — 1940 годов. Она находится под пристальным вниманием тех, кто сомневается в прозрачности происхождения её коллекции, которую спонсирует Рональд Лаудер, сын основательницы косметической империи Эсте Лаудер.
Президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер в 2014 году. Фото: Michael Thaidigsmann
Сам Рональд Лаудер является наиболее ярым сторонником реституции произведений искусства, награбленных нацистами. Сейчас проблема возвращения шедевров становится всё более острой. Миллиардер обратился к директору европейского отделения Комиссии Агнеш Перезтеги (Agnes Peresztegi) с просьбой проверить провенанс всех работ из собрания Neue Galerie. Она и обнаружила одно произведение, происхождение которого весьма туманно.
«Мне сказали, что никаких проблем с шедеврами у нас не было», — заявил Лаудер по поводу этого открытия.
Название работы не сообщается. Агнеш Перезтеги уверяет, что в данный момент «Новая галерея» тщательно перепроверяет информацию и ведёт переговоры о реституции. Многие называют усилия европейского эксперта запоздалыми, ведь Лаудер, который заставляет музеи возвращать награбленное искусство, «забыл» для начала проверить себя.
Слева: Макс Бекман, «Автопортрет с горном» (1938) из коллекции Neue Galerie
Напомним, сейчас в «Новой галерее» проходит выставка «Избранное из постоянной коллекции», в центре которой — два портрета Адели Блох-Бауэр авторства Густава Климта. Первый из них, «Золотую Адель», Рональд Лаудер приобрёл за 135 млн долларов у племянницы модели Марии Альтман. Та вернула оба изображения своей семье после длительного юридического разбирательства с Австрийским государством.
В конце сентября «Портрет Адели Блох-Бауэр I» воссоединится с другими работами основоположника австрийского модерна на выставке «Климт и женщины Золотого века Вены, 1900 — 1918» в то же Neue Galerie.
В конце сентября «Портрет Адели Блох-Бауэр I» воссоединится с другими работами основоположника австрийского модерна на выставке «Климт и женщины Золотого века Вены, 1900 — 1918» в то же Neue Galerie.
Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)
1907, 138×138 см
Тем временем, лондонское агентство «Реестр пропавших произведений» (Art Loss Register) объявило, что уже 100 аукционных домов согласились на его услуги по проверке арт-ценностей. За последние три года количество таких осмотрительных фирм увеличилось в два раза.
Art Loss Register, созданная в 1990 году, ¬- это крупнейшая в мире частная база данных похищенных, пропавших без вести и награбленных произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования. В её перечне значится около полумиллиона пунктов: картин, скульптур, старинных предметов, часов, ювелирных изделий, музыкальных инструментов, мебели, книг и монет.
Art Loss Register, созданная в 1990 году, ¬- это крупнейшая в мире частная база данных похищенных, пропавших без вести и награбленных произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования. В её перечне значится около полумиллиона пунктов: картин, скульптур, старинных предметов, часов, ювелирных изделий, музыкальных инструментов, мебели, книг и монет.
Картина «Концерт для четырёх персонажей и пьяницы», приписываемая мастерской французского художника XVII Валантена де Булонь об обнаружении которой сообщило этим летом агентство Art Loss Register
Агентство ежегодно проверяет порядка 400 тыс. позиций, предлагаемых на продажу на международном арт-рынке, большинство из которых находятся в аукционных каталогах. Только за прошлый год детективы фирмы нашли там украденные картины Матисса, Пикассо, Уорхола, Кита Харинга и Аниша Капура, часы Rolex, английскую мебель и римский антиквариат.
Увеличение числа мелких и региональных аукционных домов из Европы и США, сотрудничающих с Art Loss Register, значительно снизит вероятность продажи сомнительных предметов, а также связанные с этим репутационные и финансовые риски.
По материалам news.artnet.com и artdaily.com. Главная иллюстрация: Эгон Шиле, «Город, утопающий в зелени» (1917) из коллекции Neue Galerie