войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Мартышкины очки: курьезы современного искусства

Дама решила кроссворд… Экспонат, предмет или мусор? Вид современных арт-объектов нередко вводит в заблуждение зрительскую аудиторию. Мы составили хит-парад забавных происшествий, впрочем, порой — с весьма серьезными суммами ущерба. 3,7 миллиона — каково?
Мартышкины очки: курьезы современного искусства
Вспоминаются терзания героя кинофильма «О чем говорят мужчины», посетителя музея Гуггенхайма в Нью-Йорке: мол, это инсталляция под названием «Туалет не работает» или в самом деле — туалет не работает? Суть происшествий и парадоксов, которые приключились с героями нашей публикации — весьма схожие.

Искусство или розыгрыш?

Не так давно двое калифорнийских подростков, пришедших на выставку в Музей современного искусства Сан-Франциско, были настолько разочарованы экспонатами, что решились на шалость. Они поместили на пол в одном из залов обыкновенные очки, и стали наблюдать за реакцией посетителей. Что ж, шалость удалась! Некоторые особенно впечатлительные зрители даже стали фотографировать новый «арт-объект», расположенный под плакатом с описанием выставки.

  • Фото: twitter/TJCruda
Как пишет The New York Times, до эксперимента с очками ребята пытались выдать за экспонаты куртку, затем бейсболку, однако зрители не видели в этих вещах ничего, привлекающего внимание. Но вот очки Burberry определенно понравились публике! Заметим, что ни один из подростков не пытались своими действиями влиять на посетителей — они не изображали повышенного внимания к объекту, просто стояли и наблюдали. Впрочем, владелец «экспоната» отметил, что без своих очков он не особенно ясно видел происходящее, зато его товарищ запечатлел все на смартфон, а его твит собрал более 72 тысяч лайков!

Цуй Жучжо, «Заснеженные горы». 2012
Цуй Жучжо, «Заснеженные горы». 2012

Кража? Пропажа!

Вспомним еще один курьез, произошедший два года тому назад на торгах Poly Auction в Гонконге. После аукциона обнаружилась пропажа одного из проданных лотов — картины «Заснеженные горы» известного китайского художника Цуй Жучжо.

После проведенного расследования полиция Гонконга выяснила, что картина стоимостью 3,7 млн долларов не была украдена: ее попросту случайно выкинули.

Вероятно, по неосмотрительности сотрудников аукциона, упакованное полотно (1,8×3,8 м!) наутро было вывезено из зала, где проходили торги, на свалку. На записи с камер видеонаблюдения полицейские увидели, как уборщики забрали сверток вместе с пакетами мусора, лежащими рядом.
Поиски картины Цуй Жучжо, который в 2014 году занимал вторую строчку в списке самых дорогих художник

Поиски картины Цуй Жучжо, который в 2014 году занимал вторую строчку в списке самых дорогих художников Китая, успеха не принесли. Возможно, она все-таки попала в чьи-то руки и теперь радует нового владельца — ибо грустно, когда халатность приводит к утрате произведений искусства.


К слову — в феврале этого года Цуй Жучжо передал в дар музею императорского дворца Гугун денежный взнос в размере около 15 млн долларов, что стало самым крупным личным пожертвованием в истории Запретного города. Как говорит сам художник, он многим обязан дворцу Гугун, где в юности провел много часов за набросками. Музей принял дар художника и, в свою очередь, разместил в своих стенах выставку его работ. Цуй Жучжо предпочитает работать в жанре традиционной китайской живописи гохуа, которая очень ценится среди знатоков. К ним, очевидно, не относятся уборщики злополучного аукциона.

Слово из трех букв...

А теперь — хит этого лета! Вам никогда не приходилось заполнять кроссворд стоимостью в 80 тысяч евро? А вот посетительнице Нового музея в Нюрнберге выпал такой, пусть и невольный, случай. Пожилая дама неспешно прогуливалась с экскурсией по залам Нового музея, и тут ее внимание привлек кроссворд, висящий на стене. Рядом с ним была надпись — «Впишите слова». Недолго думая, 91-летняя посетительница вооружилась ручкой и включила натренированный мозг на полную катушку.

Откуда ей было знать, что привлекательный кроссворд — часть композиции известного немецкого авангардиста Артура Кёпке (Arthur Köpcke), созданной в 1965 году? Женщина признала, что ее поступок вызван чрезмерной интерактивностью остальных экспонатов.
Артур Кёпке, «Кроссворд». 1965
Артур Кёпке, «Кроссворд». 1965
Работа Артура Кёпке «Кроссворд» была предоставлена музею частным коллекционером, который, по словам

Работа Артура Кёпке «Кроссворд» была предоставлена музею частным коллекционером, который, по словам директора музея Евы-Кристины Краус, принял причиненный ущерб с юмором. Так что работники полиции прибыли только для оформления страхового случая, а посетительница отделалась легким испугом. Будь жив автор произведения, он бы наверняка порадовался этому курьезу: Артур Кёпке был участником известного международного арт-движения Флуксус (Fluxus), что в переводе с латинского означает «поток жизни». А основные его принципы — абсолютная спонтанность, произвольность и отказ от любых ограничений. Так что думаем, что Кёпке одобрил бы этот изумительный хэппенинг.

Мусорный ветер: почему уборщикам следует изучать
современное искусство
Мартышкины очки: курьезы современного искусства
В конце октября 2015 г. уборщики Центра современного искусства «Музейон» (Италия, город Больцано), как следует убрали мусор — пустые бутылки из-под шампанского, окурки, конфетти и «предметы одежды». Так была уничтожена инсталляция «Сегодня мы будем танцевать» миланских художниц Гольдшмидт и Кьяри. Таким образом они высмеивали роскошные вечеринки, которые устраивали представители политической элиты Италии в 80-х. Прилежные сотрудники музея приняли арт-объект за «последствия вечеринки», прошедшей в галерее накануне. Правда, куратор галереи уверяла, что мероприятие проходило только в фойе, но как можно убрать только часть мусора, оставив остальное? Впрочем, уборщики
что-то заподозрили — рассортировав трофеи, выкидывать все не спешили. И далее концовка, как в фильме ужасов.

Инсталляцию смогли восстановить лишь по фотографиям.
Уборщики галереи Тейт, 2004 год: работа немецкого художника Густава Метцгера. Угадайте, что сделали
Уборщики галереи Тейт, 2004 год: работа немецкого художника Густава Метцгера. Угадайте, что сделали уборщики?
Уборщица галереи Sala Murat (Италия, г. Бари), экспонаты инсталляции, включая крошки печенья, на выс
Уборщица галереи Sala Murat (Италия, г. Бари), экспонаты инсталляции, включая крошки печенья, на выставке Display Mediating Landscape, на сумму около 10 тыс. евро (2014 год). Но так ведь чище, правда?
Лондон, 2001 год, Eyestorm Gallery: минус инсталляция самого Дэмиена Херста. Опять они, уборщики!

Лондон, 2001 год, Eyestorm Gallery: минус инсталляция самого Дэмиена Херста. Опять они, уборщики!

Мартышкины очки: курьезы современного искусства
Наконец, недавняя новость со спасенным арт-объектом благодаря усилиям Брук Шилдс, известной американской актрисы. Выступая совместно с Нью-Йоркской академией искусства куратором пятой ежегодной выставки современного искусства в Бирмингеме «Зов дикой природы» (Call of the Wild, с 11 июля 2016 г.), она прекрасно освоилась в новой для себя роли.
Инсталляция «Храни Америку великой снова» (Keep America Great Again) скульптора Вилла Курца (Will Ku

Инсталляция «Храни Америку великой снова» (Keep America Great Again) скульптора Вилла Курца (Will Kurtz, на фото artnet) чуть было не прекратила свое существование, однако на предварительном просмотре экспозиции Брук Шилдс обратила внимание на то, что корзина, в которой должен быть мусор, пуста. Что ж, актриса и автор приложили все силы для того, чтобы придать инсталляции должный вид — попросту нашли достаточно мусора, чтобы снова наполнить корзину. К слову, это произведение искусства оценивается весьма скромно: $8,000.

Вот так посетишь в музей, придешь домой — и объявишь мойку с грязными тарелками «художественной инсталляцией» или «арт-объектом»… И где она, граница между искусством и обыденностью? Ее можно попросту ненароком смыть!
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Ганс Хайнер Бор. Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
  • Реклама
Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Титульное фото: Kevin Nguyen.