Новые исследования показывают, что спорная коллекция покойного Корнелиуса Гурлитта, полученная им по наследству от отца, может включать в себя больше работ, награбленных нацистами, чем считалось ранее. В их числе могут быть картины Эдварда Мунка и Анри де Тулуз-Лотрека.
В январе этого года специальная правительственная комиссия из 14 человек представила доклад по итогам двухлетних изысканий. Группа установила провенанс всего 11-ти картин из полутора тысяч, входящих в коллекцию. На это было потрачено 2 млн долларов бюджетных средств. Лишь пять работ были определены как насильно изъятые нацистами.
Один из самых ярых критиков комиссии, коллекционер и президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, тогда назвал выводы «скудными и неудовлетворительными».
Президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер. Фото: Michael Thaidigsmann
Но, как сообщает швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung, расследование немецкого Центра утраченных культурных ценностей предварительно показало, что к награбленным можно отнести как минимум 91 работу из 502-х проверенных. Организация взялась исследовать провенанс после того, как комитет представил свой доклад в начале этого года.
Координатор проекта Андреа Барезель-Бранд (Andrea Baresel-Brand) подчеркнула: пока нельзя со 100-процентной уверенностью утверждать, что работы, попавшие под подозрение, были фактически украдены. Для подтверждения необходимы дальнейшие исследования.
Координатор проекта Андреа Барезель-Бранд (Andrea Baresel-Brand) подчеркнула: пока нельзя со 100-процентной уверенностью утверждать, что работы, попавшие под подозрение, были фактически украдены. Для подтверждения необходимы дальнейшие исследования.
Означает ли это, что выставка работ из скандальной коллекции, анонсированная на зиму 2016−2017 в Берне и Бонне, будет отложена? Вероятнее всего, да: к оспариванию завещания Гурлитта добавляется и дополнительное расследование.
Работы из коллекции Гурлитта: «Ребёнок за столом» Отто Грибеля (слева) и «Аллегорическая сцена» Марка Шагала (справа)
Корнелиус Гурлитт — сын немецкого арт-дилера Хильдебранда Гурлитта, собиравшего работы модернистов с 1920-х годов. Когда к власти пришли нацисты, это искусство попало под запрет как «дегенеративное». Тем не менее, Гурлитт-старший помогал Геббельсу продавать произведения за границу и при сам собрал внушительную коллекцию, которую держал в тайне. После гибели отца в автокатастрофе в 1956 году картины перешли к Корнелиусу. Лишь в 2011 году власти заподозрили последнего в уклонении от уплаты налогов и при обыске в его квартире нашли полотна на сумму, предположительно, в 1 млрд евро.
Корнелиус Гурлитт завещал свою коллекцию Музею изобразительных искусств в Берне незадолго до своей смерти в мае 2014 года. В число оспариваемых работ входят картины и гравюры таких художников, как Макс Либерман, Эдвард Мунк и Анри де Тулуз-Лотрек. Если немецкий Центр утраченных культурных ценностей определит, что они относятся к награбленным, к швейцарскому музею могут быть предъявлены претензии на реституцию.
По материалам news.artnet.com. Главная иллюстрация: картина Ганса Кристофа «Пара» из коллекции Гурлитта