До 21 апреля в Неаполе, в монастыре Сан-Доменико Маджоре можно в подробностях рассмотреть великие шедевры великих мастеров. Речь, конечно же, не о подлинниках, а о высококачественных репродукциях в натуральную величину. Чтобы отправить на гастроли хотя бы один оригинал любого из указанных мастеров, нужны годы переговоров на самом высоком государственном уровне, многомиллионные страховки и охрана, которая и английской королеве не снилась. Выставка же фотокопий позволяет представить, как мощно выглядели бы Рафаэль, да Винчи и Караваджо, сумей кто-нибудь собрать их наследие вместе.
Цифровые копии высочайшего качества напечатаны в масштабе 1:1 на полупрозрачной пленке и подсвечены изнутри стендов, на которые установлены. Авторы «Una Mostra Impossibile» («Невозможной выставки» в переводе с итальянского) во главе с режиссером Ренато Паранкандолло не пытались рассказать о взаимосвязи между художниками — они просто расположили репродукции в хронологическом порядке: 17 произведений Леонардо да Винчи, 37 — Рафаэля Санти и 63 — Микеланджело Караваджо.
Скептики найдут к чему придраться, и небезосновательно. Первое, что бросается в глаза, — копии обманчиво свежее, ярче оригиналов. Сомнительна необходимость подсветки репродукций с тыла: художники колдовали с красками, дирижировали светом и тенью для того, чтобы их картины светились без поддержки прожекторов. А вот той энергии, которая не описана в учебниках по физике и которую называют «намоленностью», даже самые совершенные цифровые версии шедевров передать как раз и не в состоянии.
Скептики найдут к чему придраться, и небезосновательно. Первое, что бросается в глаза, — копии обманчиво свежее, ярче оригиналов. Сомнительна необходимость подсветки репродукций с тыла: художники колдовали с красками, дирижировали светом и тенью для того, чтобы их картины светились без поддержки прожекторов. А вот той энергии, которая не описана в учебниках по физике и которую называют «намоленностью», даже самые совершенные цифровые версии шедевров передать как раз и не в состоянии.
Зато заметны невооруженным глазом и достоинства такой выставки в сравнении с подлинной. Главная и самая очевидная: она возможна, и ее организация вопрос отнюдь не невозможных денег (в результате и билет на выставку стоит всего 5 евро). Кроме того, даже самый состоятельный арт-турист без помощи машины времени не сможет в один день поклониться «Джоконде» в Лувре, навестить в Кракове «Даму с горностаем», заговорщицки подмигнуть Бахусу Караваджо в Риме.
К тому же не все оригиналы доступны для немедленного осмотра: некоторые из них обитают в храмах, удаленных от протоптанных туристических дорожек, а иные и вовсе томятся в частных коллекциях.
К тому же не все оригиналы доступны для немедленного осмотра: некоторые из них обитают в храмах, удаленных от протоптанных туристических дорожек, а иные и вовсе томятся в частных коллекциях.
А ведь есть еще и фрески. «Тайная вечеря» да Винчи и «Афинская школа» Рафаэля из тех шедевров, которые не поддадутся ни на какие уговоры и ради встречи со зрителем с места не сдвинутся.
«Невозможная выставка» открылась еще зимой, так что столпотворений, какие бывают перед одной только «Джокондой», на ней, к счастью, нет. Как нет и многочисленных предостерегающих табличек и заграждений. К копиям можно приближаться вплотную и даже тыкать в них пальцем — чем не преимущество?
Тут, вообще, все очень демократично. Под присмотром мадонн и их упитанных младенцев дают концерты и читают лекции. А персонажи некоторых работ и вовсе выглядывают во двор монастыря, чтобы зрители могли приобщаться к прекрасному, не отрываясь от прогулок на свежем воздухе.
И последний аргумент в пользу выставки высокотехнологичных репродукций. Вы уверены, что ваши глаза, разум и психика, уж не говоря про ваши ноги, выдержали бы встречу сразу со 117-ю подлинниками великой троицы?