Есть ли предел гению Рембрандта? Его картины во всём мире называют не иначе как шедеврами — за изумительное мастерство исполнения. Однако новое исследование предполагает, что художник использовал сложную комбинацию зеркал, создававших отражённое изображение, которое он затем обводил. В частности, якобы, так он писал свои автопортреты.
Художник Фрэнсис О’Нил (Francis O’Neill) из Оксфорда опубликовал результаты своего исследования в журнале Optics. Он изучил технологии, которые были доступны в то время, и продемонстрировал, как голландский мастер мог создать такие потрясающе реалистичные изображения.
О’Нил придерживается теории, которую 16 лет назад выдвинули Дэвид Хокни и физик Чарльз Фалько. Они предположили, что старые мастера использовали оптику в своей работе. Оксфордский художник указывает на то, что эффекта светотени, как на работах Рембрандта, можно достичь только с использованием проекции.
О’Нил придерживается теории, которую 16 лет назад выдвинули Дэвид Хокни и физик Чарльз Фалько. Они предположили, что старые мастера использовали оптику в своей работе. Оксфордский художник указывает на то, что эффекта светотени, как на работах Рембрандта, можно достичь только с использованием проекции.
Научная схема методики, которую мог использовать Рембрандт. Источник: исследование, опубликованное в журнале Optics
Он также обращает внимание на тот момент, что глаза на автопортретах Рембрандта часто смотрят за пределы рамы под углом, с которого было бы невозможно рассмотреть себя в зеркале.
«Он сделал офорты и даже написал несколько автопортретов на меди, где ясно можно увидеть проекцию, — объясняет О’Нил. — Его работы известны за игру света и тени, контраст света и тьмы, которые являются неотъемлемой частью проекции».
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет» (ок. 1629). Рейксмузеум, Амстердам.
«Кроме того, его для автопортретов с широко открытыми глазами и улыбкой требуется невероятная физическая дисциплина, ведь приходится смотреть на себя в зеркало, а затем создавать образ, — но ему не пришлось бы отводить глаза от рисунка, если он обводил проекцию», — подчёркивает О’Нил.
Автопортрет
1629, 44.5×34.3 см
Хотя его теория кажется убедительной, с ней согласны не все. Например, художник Найджел Констам (Nigel Konstam), который также исследовал применение зеркал в написании автопортретов, считает, что не Рембрандт не использовал технику.
«Рембрандт был великим рисовальщиком, и идея обводить изображения вряд ли привлекала его или могла ему помочь», — заявил он газете Daily Mail.
Фрэнсис О’Нил считает, что для создания изображения вроде «Автопортрета с вытаращенными глазами» (ок. 1630), когда нужно смотреть поочередно то в зеркало, то на бумагу, нужна немалая физическая дисциплина
Автопортрет в шляпе с белыми перьями
1635, 90.5×71.8 см
В принципе, не так уж важно, использовал ли один из самых знаменитых художников XVII века какую-то технику или нет. В любом случае, магия его работ, которая состоит из цветов, красок и эмоций, происходит из чистого таланта.
По материалам news.artnet.com. Главная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн, фрагмент «Автопортрета в латном нашейнике» (ок. 1629), Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге