войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Новый виток скандала вокруг подделок картин Натальи Гончаровой

Скандал вокруг атрибуции произведений Натальи Гончаровой — художницы, чьи работы продаются за миллионы долларов на мировых аукционах, — обрастает новыми подробностями. На днях арбитражный суд Москвы постановил изъять из продажи на территории России книгу — каталог профессора Энтони Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» ввиду большого количества опубликованных в ней подделок. Также на защиту творческого наследия Гончаровой встала и новая организация Rus­sian Avant-Garde Re­se­arch Project.
Новый виток скандала вокруг подделок картин Натальи Гончаровой
По мнению экспертов, как минимум 150 из 600 опубликованных в книге Партона работ Гончаровой — фальшивки.
Произведения Натальи Гончаровой стали подделывать очень часто: после продажи картины «Испанка» (1916), в 2010 году реализованной в Лондоне на аукционе Christie’s за 10,2 миллиона долларов, цены на ее работы значительно возросли.

Для кого-то произведения искусства — отличное капиталовложение, поэтому популярность художника почти всегда выводит на рынок его работы с сомнительным происхождением. Крупные аукционные дома предпочитают ясный и обстоятельный провенанс; почитайте хотя бы описания Christie’s — там приводится максимум информации о происхождении, перемещениях работы и выставки, в которых она участвовала. Тем не менее, подделки все равно есть, и порой верный способ убедить покупателя в подлинности предмета — показать ему эту работу в каталоге-резонне. Но, как оказалось, каталог каталогу — рознь.
При сравнении воспроизведенного в книге Энтони Партона рисунка «Девушка» (илл. 406а; рис. 13) с эскизами «Сенная девушка» 1914 (ГЦТМ; фото слева) очевидна разница манер исполнения. Здесь и далее иллюстрации-сравнения из доклада на Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ в защиту наследия Наталии Гончаровой.
Самым большим собранием произведений Натальи Гончаровой обладает Третьяковская галерея: более 400 живописных произведений, тысячи листов графики и обширный архив. Все это было передано галерее по завещанию Александры Ларионовой-Томилиной, второй жены Михаила Ларионова и наследницы семейной коллекции и документов. Тем не менее, за все годы ни одного русского каталога-резонне с работами известной художницы-авангардистки не было создано. Исключением стал 6 том академического каталога собрания ГТГ, вышедший в 2010 году, куда было включено 411 произведений живописи Гончаровой.
После рекордных торгов на Christie’s ажиотаж вокруг работ Натальи Гончаровой набрал обороты, но где они, каталоги-резонне, по которым можно свериться при покупке картины? И вот в 2011 году одна за одной выходят две книги: «Гончарова» Энтони Партона (Anthony Parton, Goncharova: The Art and Design of Natalia Goncharova) и «Наталия Гончарова: ее творчество между традицией и современностью» Дениз Базету (Denise Bazetoux, Natalia Gontcharova: son oeuvre entre tradition et modernité). По мнению экспертов, как минимум 150 из 600 опубликованных в книге Партона работ Гончаровой — фальшивки. Что касается книги Дениз Базету, то часть настоящих работ на примерно полторы тысячи иллюстраций составляет примерно треть.
  • Слева: Наталия Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911. ГТГ.
  • Справа: Илл. 549 из книги Дениз Базету.
В июле 2011 года Третьяковская галерея направила издательству «Antique Collectors Club», в котором в

В июле 2011 года Третьяковская галерея направила издательству «Antique Collectors Club», в котором вышла книга Партона, письмо. Не умаляя заслуги профессора Партона в изучении творческого наследия мужа Натальи Гончаровой — Михаила Ларионова, — в письме отмечается, что большинство иллюстраций, помещенных в каталоге, не имеют ясного провенанса, либо же появились в поле зрения искусствоведов сравнительно недавно. «При жизни Гончарова, как и многие представители русского авангарда, не была успешной художницей, ее произведения не имели массовых продаж. Работы Гончаровой приобретали отдельные ценители, а позднее и музеи, эти продажи документированы, произведения и имена покупателей можно установить по архивным документам» — говорилось в письме.

  • Наталия Гончарова. Птица Сирин. 1914. ГТГ
  • Наталия Гончарова (?). Сирин. 1914. Частное собрание. Кн. Партона: илл. 402

"Исследовательский проект русского авангарда" в Лондоне

Зарегистрированная в Лондоне еще в 2014 году, организация «Исследовательский проект русского авангарда» (Russian Avant-Garde Research Project; RARP) недавно объявила о том, что начинает активную работу по внедрению новых стандартов исследования, призванные решить проблемы в области истории русского искусства. Как заявил Константин Акинша, один из основателей RARP и член его учредительного совета, «RARP не будет атрибутировать произведения искусства или выдавать сертификаты подлинности». Исследуя архивы, в том числе музеев, которых уже не существует, организация намерена добиться правды в историях о провенансе картин Натальи Гончаровой.
Рекомендуемые художники
Еще одно направление деятельности «Исследовательского проекта русского авангарда» — полная оцифровка архива Наталии Гончаровой, хранящегося в Третьяковской галерее, а это более 2000 документов, включая дневники, записные книжки и письма. Предполагается, что работы по оцифровке займут около двух лет. RARP надеется, что публикация архива онлайн поможет прояснить провенанс многих работ Гончаровой, а также благоприятно отразится на правдоподобности происхождения ряда работ ее мужа, художника Михаила Ларионова.


Титульная иллюстрация: Наталья Гончарова, «Испанка».