Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Этим летом музей Кюнстхал в Роттердаме представляет масштабную ретроспективу Фернандо Ботеро — всемирно известного колумбийского художника,которому в этом году исполнилось 84 года. Подборка работ из его собственной коллекции открывает панораму личных предпочтений мастера. Экспозиция«Ботеро: Празднуем жизнь!» состоит из почти ста картин,эскизов,пастелей и нескольких скульптур,среди которых выделяется знаменитый монумент«Лошадь».
Основными произведениями на выставке стали«Ватиканская ванная»(2006), «Первая леди»(1989), «Автопортрет с ангелом-хранителем»(2015), «Апельсины»(2008), «Ла Коррида»(2002), а также работы на бумаге«Человек со скрипкой»(2004) и «Портрет моего отца»(1990).
Фернандо Ботеро разработал собственный узнаваемый стиль,который строится на композиционных взаимоотношениях между фигурами и пространством,которое они занимают. Его гигантские надутые тела и предметы выглядят невесомыми,несмотря на объёмы, — подчас кажется,что они на самом деле парят. Эта повторяющаяся особенность персонажей колумбийца не зависит от того,комичны его произведения или несут отпечаток трагедии.
«То,что я рисую — объёмно. Когда я пишу натюрморт,я также делаю его объёмным. То же самое касается животных и пейзажей. Меня интересуют объёмные,чувственные формы», — читайте наш отдельный материал«Быть Ботеро», посвящённый творчеству самого популярного латиноамериканского художника.
Слева: Фернандо Ботеро,«Автопортрет с ангелом-хранителем»(2015)
Примечательна его серия«Santas», вдохновлённая знаковыми иконами женщин-святых. «Мирские» с виду героини представлены с таким атрибутами,как библия или свечи. А нимбы над их головами резко контрастируют с одеждами и позами. Религия вообще является одной из излюбленных тем живописца. На его картинах нередко можно увидеть сатирически изображённых монахинь,кардиналов и пап.
Фернандо Ботеро, «Санта Аполония» (2014)
Фернандо Ботеро, «Санта Урсула» (2014)
«Ботеро: Празднуем жизнь!» демонстрирует не только волшебный мир,полный символов,но и сцены из повседневной жизни,где важную роль играет политика. Несмотря на ощущение воздушности и беззаботности,многие полотна отражают тёмные эпизоды в истории Колумбии,которые глубоко влияют на Ботеро.
Фернандо Ботеро, «Первая леди» (1989)
Фернандо Ботеро, «Вдова» (1997)
Вместе с тем Ботеро — это многогранный художник,который пишет и в латиноамериканских традициях,и обращается к европейскому искусству. Он отдает дань уважения известным произведениям таких старых мастеров,как Диего Веласкес,Ян ван Эйк и Пьеро делла Франческа. Часть работ на выставке — это ода их технике,мастерству и эстетике,которые колумбиец изучал в течение многих лет.
Фернандо Ботеро, «Федерико да Монтефельтро вслед за Пьеро делла Франческа (диптих)» (1998)
Фернандо Ботеро, «Баттиста Сфорца вслед за Пьеро делла Франческа (диптих)» (1998)
Ботеро также пытается захватить магию повседневной жизни Латинской Америки. Его изображения корриды включают не только матадоров,но и певцов,музыкантов,танцоров и других персонажей,имеющих отношение к боям быков.
Фрукты,напитки и другие популярные южноамериканские деликатесы на натюрмортах поражают яркостью и насыщенностью цветов. В цирковых сценах зритель видит комичные и нелепые позы объёмных героев. Цвет здесь также является одним из определяющих элементов.
По материалам официального сайта Кюнстхале в Роттердаме. Главная иллюстрация: посетители на выставке«Ботеро: Празднуем жизнь!»; фото — Kunsthal Rotterdam