Образ «купчины толстопузого» меценатство меняет на корню: выставка в Государственном Русском музее представляет живописную коллекцию Василия Александровича Кокорева (1817−1889). Брюллов, Венецианов, Тропинин, Орловский, Мясоедов — 85 шедевров XIX века собраны вместе!
Сватовство майора
1848, 58.3×75.4 см
Очередная экспозиция цикла «Коллекции и коллекционеры Русского музея» — явление неординарное, а о значимости можно судить хотя бы по названию некоторых картин: «Сватовство майора» Павла Федотова, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Портрет графини Самойловой…» («Маскарад» — на обложке публикации) Карла Брюллова… Что за чудо-коллекция? Знатоки постоянной экспозиции Русского музея знакомы с частью полотен: коллекция Василия Алексеевича Кокорева — у истоков собрания.
Начинавший с «винных» торговых операций, освоивший и банковские, в 1859 г. построивший возле Баку первый в мире нефтеперегонный завод (Рокфеллеровский стартует лишь через 4 года), где под руководством Д.И. Менделеева производили керосин, Кокорев поднимался «с низов». В знак этого держал на своем письменном столе золотой лапоть, и не уставал удивлять современников образованностью, цепкостью ума, широтой натуры и некоторым сумасбродством.
«Кокорев действительно очень умен, а более всего быстр и проницателен», — говорил писатель Николай Лесков, а Чернышевский за «души широкие порывы» в благих делах (купец мог просто дать прохожему денег — мол, грустное лицо!) называл мецената с иронией «наш Монте-Кристо».
Но главное — в 1862 г. Кокорев покупал великолепные картины художников, помогал русскому искусству полновесным рублем, как говорил — руководствуясь собственным вкусом. И первым открыл в Москве публичный музей, в специально выстроенном здании в Трехсвятительском переулке на Покровке, с соблюдением «европейских» правил демонстрации картин. Восемь залов без окон, верхний свет, помещение-лекторий, и, конечно, буфет! Были в залах и «таблицы, с объяснением содержания картин», и даже особые «жестяные очки» — «увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи».
Но главное — в 1862 г. Кокорев покупал великолепные картины художников, помогал русскому искусству полновесным рублем, как говорил — руководствуясь собственным вкусом. И первым открыл в Москве публичный музей, в специально выстроенном здании в Трехсвятительском переулке на Покровке, с соблюдением «европейских» правил демонстрации картин. Восемь залов без окон, верхний свет, помещение-лекторий, и, конечно, буфет! Были в залах и «таблицы, с объяснением содержания картин», и даже особые «жестяные очки» — «увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи».
Увы, менее 10 лет просуществовал музей: купец разорился, но распродавать коллекцию из полутысячи предметов искусства «поодиночке» не желал. Предложил было Третьякову, но тот не заинтересовался собранием. Из письма: «…решившись твердо не иначе продать как все собрание в одни руки, чтоб не отнять у него то значение, которое оно имеет в совокупности». К счастью, «ядро» коллекции — 156 работ преимущественно русских художников приобрело Министерство императорского двора для великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Ну, а дальше уже — история учреждения им Русского музея, куда и было передано собрание.
Однако не думайте, что нынешняя выставка — рядовое перемещение предметов в стенах Русского музея. Многие работы специально извлечены из запасников — картины Василия Тропинина, этюды Карла Брюллова, которые он рисовал для Исаакиевского собора… Кстати, картин Брюллова в коллекции Кокорева было 40 штук.
«Шурин мой Нарышкин достал мне входной билет в картинную галерею Кокорева, недоступную для всей публики. В одной из зал отборной этой коллекции стена была увешана снизу доверху творениями гениального Карла Павловича Брюллова. В середине стены поражал зрителя портрет во весь рост графини Юлии Павловны Самойловой. …Как могла графиня Самойлова расстаться с этим сокровищем и как могло оно попасть к откупщику Кокореву», — писал граф Михаил Бутурлин.
Что ж, гордая красавица, «известная своими отношениями с художником Брюлловым» (как написано в Википедии вольно, но по сути), очаровывает посетителей Русского музея в наши дни. До 9 июня вашему вниманию — выставка «Коллекция В.А. Кокорева»
«Шурин мой Нарышкин достал мне входной билет в картинную галерею Кокорева, недоступную для всей публики. В одной из зал отборной этой коллекции стена была увешана снизу доверху творениями гениального Карла Павловича Брюллова. В середине стены поражал зрителя портрет во весь рост графини Юлии Павловны Самойловой. …Как могла графиня Самойлова расстаться с этим сокровищем и как могло оно попасть к откупщику Кокореву», — писал граф Михаил Бутурлин.
Что ж, гордая красавица, «известная своими отношениями с художником Брюлловым» (как написано в Википедии вольно, но по сути), очаровывает посетителей Русского музея в наши дни. До 9 июня вашему вниманию — выставка «Коллекция В.А. Кокорева»