Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду», на которой исследует историю взаимодействия культур, сопоставляя наследие русского авангарда с коллекциями ведущих домов моды. Зданевич и Суетин, Гончарова и Экстер, Леже и и Малевич… Цвет и геометрия русского авангарда подчеркнуты яркими акцентами платьев от известных кутюрье: Chloe, Prada, Valentino.
Визуальные параллели между работами классиков искусства начала ХХ века с современными костюмами ready-to-wear не только обнаруживают влияние радикального художественного течения на массовую культуру, но и помогают проследить новейшую историю костюма с характерным для нее заимствованием культурных кодов разных эпох.
Со времен Ренессанса мода имела в своем распоряжении сложную систему цитат и метафор, позволяющую буквально «прочесть» костюм. Однако в ХХ веке человеческое облачение больше стремится к чистой визуальности, все чаще прибегая к изобразительному искусству как к основному источнику вдохновения
Супрематизм, Беспредметная композиция
1915, 80×80 см
Начиная с 1960-х, дизайнеры увлеклись графической простотой работ авангардистов, заимствуя четкие геометрические и абстрактные формы, плоскостные композиции. Можно сказать, что влияние изобразительного искусства на моду именно с этого времени достигает своего максимума: многие работы современных кутюрье сегодня напоминают трехмерные полотна, скульптуры, наделенные ценностью артефакта.
Выставка «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду» делает попытку обратиться к истории искусства через работы ведущих домов моды, которые используют схожие с произведениями русских авангардистов цветовые и композиционные решения. На экспозиции представлено более 100 экспонатов: 35 костюмов ready-to-wear известных дизайнеров, а также живопись, графика, фарфор и другие произведения важнейших художников русского авангарда из музейных и частных собраний.
«…Когда я начала, я нашла очень много соприкосновений с русским авангардом в коллекции Chanel, кажется, 2008 года. Особенно с Кандинским. Я отправила запрос в компанию и получила ответ: „Карл Лагерфельд не уверен, что он вдохновлялся Кандинским“… И я не могла выставить больше этот костюм, потому что „Карл не уверен“. Поэтому я решила больше не рисковать и опираться на собственные ощущения. Хотя знаю, что зачастую кураторы идут обратной дорогой.» Из интервью куратора выставки Марии Насимовой.
На фото — Мария Насимова, куратор выставки
Огромную работу по привлечению коллекционных предметов проделала куратор выставки, Мария Насимова. Произведения графики и живописи для выставки предоставили Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Российский государственный архив литературы и искусства, Ивановский областной художественный музей. Много экспонатов из частных коллекций — Иветты и Тамаза Манашеровых, семьи Кривошеевых, Марины и Бориса Молчановых, галереи Ильдара Галеева.
Ольга Розанова. Цветоконструкция. 1917
С экспонатами «от модных домов» работала сокуратор, креативный директор ТД ЦУМ Наталья Гольденберг: первоначально было отобрано около 250 костюмов, однако в процессе подготовки было решено оставить только 35, которые идеально подошли для концепции выставки.
Традиционно выставку сопровождает образовательная программа Музея. Ближайшая лекция пройдет 12 июля, а тема ее — «Конструктивисты и агитационный текстиль». Речь пойдет о том, как почти сто лет назад через утилитарный массовый предмет — изделия из тканей, — на уровне сознания и подсознания была запущена мощная машина советской пропаганды.
Выставка «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду»
в Еврейском музее и центре толерантности работает до 4 сентября 2016 г.
в Еврейском музее и центре толерантности работает до 4 сентября 2016 г.
Титульная иллюстрация и фото к материалу: страница Еврейского музея и центра толерантности в соцсети фейсбук. Парные фото: theartnewspaper.ru