Две картины кисти Рембрандта ван Рейна, приобретённые в 2016 году Францией и Нидерландами за 160 млн евро в ходе уникальной совместной сделки, прибыли в Амстердам. Портреты Мартина Солманса и его жены Опьен Коппит на три месяца заняли почётное место рядом с жемчужиной коллекции Рейксмузейма — «Ночным дозором». После окончания выставки работы отправятся на реставрацию.
Рембрандт написал брачные портреты молодожёнов в Амстердаме в 1634 году, будучи 28-ми лет от роду. Полотна более двух метров в высоту находились в частных руках почти 400 лет. Теперь они попеременно будут выставляться в Лувре и Рейксмузеуме.
Кем именно были Мартин и Опьен? Куратор Рейксмузеума Джонатан Биккер (Jonathan Bikker) провёл обширные исследования их изображений. Помимо прочего он установил, что имя жениха пишется как Marten, а не Maerten, как было принято считать. Остальные результаты были опубликованы 52-страничном издании «Два монументальных портрета Рембрандта».
Как уже упоминалось, художник создал эти портреты ещё в молодости. Тщательное изображение пышных костюмов, жизненность фигур и тонкое использование света обеспечили им место среди его величайших шедевров.
Картины имеют также историческое значение: они знаменуют расцвет Золотого века амбициозной молодой Голландской республики. Сам факт того, что два жителя Амстердама позировали для портретов в королевском стиле в роскошных нарядах по последней французской моде, говорит о гордости и достатке. Это также демонстрирует претензии недавно образованного государства. До этих пор позировать стоя для полномасштабных портретов могли позволить себе только монархи и представители знати. Супруги Солманс стали первой — и единственной в карьере Рембрандта — парой, которую он писал в полный рост и в натуральную величину.
На фото: посетители рассматривают и фотографируют портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит кисти Рембрандта, которые выставлены в Рейксмузеуме. Фото Koen van Weel / ANP / AFP
В конце января 2016 года эти два полотна были куплены совместно Нидерландами и Францией за 160 млн евро. Сделка стала самой дорогостоящей в истории парижского Лувра. Благодаря ей, эти шедевры стали доступны для публики в главных столичных музеях обеих стран.
За последние полтора века портреты Мартина и Опьен лишь один раз предстали перед широкой публикой — в Рейксмузеуме в 1956 году.
Автопортрет
28-летнего Рембрандта, написанный в том же 1634 году, что и портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит. Сейчас он находится в галерее Уффици во Флоренции
С 10 марта по 13 июня 2016 года работы выставлялись в Лувре. Теперь до 2 октября их можно увидеть в Амстердаме — перед отправкой в реставрационную мастерскую Рейксмузеума.
После восстановления они вновь будут в течение трёх месяцев выставлены в этом музее, затем на такой же срок переедут в Лувр. Далее портретам предстоит провести пять лет в Амстердаме и столько же — в Париже, затем время, отведённое каждой галерее, увеличится до восьми лет.
После восстановления они вновь будут в течение трёх месяцев выставлены в этом музее, затем на такой же срок переедут в Лувр. Далее портретам предстоит провести пять лет в Амстердаме и столько же — в Париже, затем время, отведённое каждой галерее, увеличится до восьми лет.
Оба учреждения договорились, что картины всегда будут демонстрироваться рядом.
По материалам официального сайта Рейксмузеума. Главная иллюстрация: двое посетителей смотрят на брачные портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит в Рейскмузеуме; фото Koen van Weel / ANP / AFP