Два портрета Адели Блох-Бауэр, написанные основоположником австрийского модерна Густавом Климтом, окажутся рядом на выставке «Климт и женщины Золотого века Вены, 1900 — 1918» в нью-йоркской Neue Galerie. Эти полотна фигурировали в самом громком в истории деле о реституции работ, конфискованных нацистами. Схожая история приключилась и с портретом Гертруды Лёв, который также покажут на выставке.
Это будет первое за последние десять лет воссоединение двух «Аделей» авторства знаменитого мастера.
Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)
1907, 138×138 см
Широкой публике больше известен «Портрет
Адели Блох-Бауэр I» (1907), который за ослепительный декор также называют «Женщина в золотом». Это яркий пример «золотого стиля» в творчестве Густава Климта.
Вокруг этой картины строятся события одноимённого фильма с участием Хелен Миррен в роли Марии Альтман, племянницы Блох-Бауэр, и Райана Рейнольдса в роли её адвоката. Лента рассказывает о борьбе Альтман за возвращение произведений, отобранных нацистами у её семьи после аншлюса Австрии перед Второй мировой войной.
Вокруг этой картины строятся события одноимённого фильма с участием Хелен Миррен в роли Марии Альтман, племянницы Блох-Бауэр, и Райана Рейнольдса в роли её адвоката. Лента рассказывает о борьбе Альтман за возвращение произведений, отобранных нацистами у её семьи после аншлюса Австрии перед Второй мировой войной.
Через восемь лет юридической тяжбы с правительством Австрии Мария Альтман и её родственники вернули себе права на пять картин Климта. Адель Блох-Бауэр была единственной моделью, которую художник дважды написал в полный рост.
После своей победы семья выставила работы на продажу. Neue Galerie в Нью-Йорке стала обладательницей первого изображения Блох-Бауэр, предложив за него на аукционе в 2006 году рекордную сумму в 135 млн долларов. Остальные четыре картины достались частным коллекционерам.
«Адель Блох-Бауэр II» — более традиционная работа, написанная в 1912 году — выставляется в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) с сентября 2014-го на правах долгосрочной аренды.
Слева: «Портрет Адели Блох-Бауэр II» (1912)
В экспозиции «Климт и женщины Золотого века Вены» эти два полотна будут представлены вместе с 12 картинами, 40 рисунками и 40 произведениями декоративно-прикладного искусства, а также винтажными фотографиями Климта.
Кроме того, музей заказал шанхайскому художнику и дизайнеру Ханю Фэну три уникальных наряда на основе дизайна венского модельера Эмили Флёге. В её одежде изображены многие дамы на портретах Климта, в том числе — Адель Блох-Бауэр на картине «Женщина в золотом».
Две картины с изображением Адели станут центром выставки, но они разделят залы с другими образам женщин, которые позировали Густаву Климту. В их числе портреты Герты Лёв (1902) и Мады Примавеси (1912), а также Шерены (Серены) Ледерер (1899) и её дочери Элизабет (1914 — 1916). Вместе с незаконченным «Портретом Рии (Марии) Мунк III» (1917) эти произведения продемонстрируют эволюцию портретного стиля Климта во время всей его карьеры — от символизма и работ, вдохновлённых прерафаэлитами, до изображений в стиле фовизма.
«19-летняя дочка владельца фешенебельного санатория Вены, пленительный портрет
, утраченная при нацистах коллекция, внебрачный сын Густава Климта и его модели, наконец, нынешнее появление „лучшей за последние 20 лет работы Климта“ на торгах Sotheby’s… Это не просто картина. Это — сюжет!» — наша отдельная публикация посвящена портрету Гертруды Лёв, который будет представлен на выставке.
Портрет Марии Мунк (незавершенное)
1918, 180×90 см
Экспозиция «Климт и женщины Золотого века Вены, 1900 — 1918» в Neue Galerie в Нью-Йорке пройдёт с 22 сентября 2016 года по 16 января 2017-го.
Пока же «Женщина в золотом» участвует в выставке «Избранное из постоянной коллекции» в том же музее. До 19 сентября за вход на вернисаж посетители могут заплатить столько, сколько пожелают.
По материалам официального сайта Neue Galerie и news Artnet