войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Забытый ученик Репина: выставка Николая Шестопалова в Русском музее

Русский музей совместно с галереей «Веллум» представит творчество Николая Ивановича Шестопалова (1875−1954) — русского живописца, получившего признание в 1900—1920-е годы и впоследствии оказавшегося практически забытым. Выставка предоставляет шанс работам мастера «выйти из тени», а публике — поразмыслить: стоит ли быть «актуальным», если цена вопроса — известность или забвение?
Забытый ученик Репина: выставка Николая Шестопалова в Русском музее
Экспозиция показывает весь творческий путь художника от академического искусства и символизма к созданию картин на темы современной истории.
Николай Шестопалов. «Углич. Дом царевича Дмитрия». 1929.
Николай Шестопалов. «Углич. Дом царевича Дмитрия». 1929.
Выставка «Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина» откроется в Строгановском зале Русского музея уже 23 июня. Посетителям представят около 70 экспонатов из собрания галереи «Веллум» — инициатора проекта, а также из фондов Русского музея: образы-воспоминания дореволюционного уклада, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни Пушкина и Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.

Николай Шестопалов, «Чембар. Беседка в саду Белинских». 1936
Николай Шестопалов, «Чембар. Беседка в саду Белинских». 1936
Николай Шестопалов характеризуется в истории советского искусства как признанный иллюстратор, автор



Николай Шестопалов характеризуется в истории советского искусства как признанный иллюстратор, автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Его «стандартная» биография как будто бы начинается в 1922 году, в момент вступления в Ассоциацию художников революционной России. А ведь к тому времени Шестопалову уже было 47 лет!

Николай Шестопалов, «Усадьба летом»

Николай Шестопалов. «Красная поляна». 1921
Николай Шестопалов. «Красная поляна». 1921
Складывается впечатление, что советские историографы, следуя духу новых времен, специально «забывали» об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства» и роли в художественной жизни России во втором десятилетии XX века.

А ведь крестьянский сын Николай Шестопалов, всего лишь с церковно-приходской школой за плечами, показал такие незаурядные способности к рисованию, что был принят на в Петербурге на курсы Тенишевой и учился у Ильи Репина, затем у знаменитого гравера Василия Матэ, посещал «Мастерскую для учащихся» признанного мастера офорта Льва Дмитриева-Кавказского.


Николай Шестопалов. «Судак». 1915
Николай Шестопалов. «Судак». 1915
В 1905 году вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным Шестопалов становится одним из основателей революционного сатирического журнала «Зритель». Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционную реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
Николай Шестопалов. «Солнечная веранда». 1920-е
Николай Шестопалов. «Солнечная веранда». 1920-е
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В круг общения молодого художника входили Бенуа, Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника привычному реализму.
Николай Шестопалов. «Генуэзская крепость. Судак». 1938
Николай Шестопалов. «Генуэзская крепость. Судак». 1938
Шестопалов принял революцию, однако остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Николай Шестопалов. «Ярославль» Ремонтный завод". 1938
Николай Шестопалов. «Ярославль» Ремонтный завод". 1938
Николай Шестопалов. «На Масловке». 1940-е
Николай Шестопалов. «На Масловке». 1940-е
Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» — коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум», «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, — это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, — быт ушедшей эпохи…».
Николай Шестопалов. «Интерьер». 1930-е
Николай Шестопалов. «Интерьер». 1930-е
Николай Шестопалов. «Лермонтов». 1940
Николай Шестопалов. «Лермонтов». 1940
Николай Шестопалов, «Кабинет А.С.Пушкина в Михайловском». 1950
Николай Шестопалов, «Кабинет А.С.Пушкина в Михайловском». 1950
Рекомендуемые работы
Никита Волошин. Дыня и грейпфрут
Дыня и грейпфрут
06.09.2023, 40×50×2 см
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$244
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$341
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$117
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$117
Оригинал
С годами Николай Шестопалов был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые не стали флагманами советского искусства, оставаясь верными изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова — самобытного русского и советского художника, — будет замеченным нынешней публикой.

Выставка в Русском музее откроется 23 июня и продолжит работу до 5 сентября 2016 года.
В подготовке использованы материалы пресс-релизов Русского музея и галереи «Веллум».
Титульная иллюстрация: Николай Шестопалов. «Семья в интерьере». 1910е.