Русский музей совместно с галереей «Веллум» представит творчество Николая Ивановича Шестопалова (1875−1954) — русского живописца, получившего признание в 1900—1920-е годы и впоследствии оказавшегося практически забытым. Выставка предоставляет шанс работам мастера «выйти из тени», а публике — поразмыслить: стоит ли быть «актуальным», если цена вопроса — известность или забвение?
Экспозиция показывает весь творческий путь художника от академического искусства и символизма к созданию картин на темы современной истории.
Николай Шестопалов. «Углич. Дом царевича Дмитрия». 1929.
Выставка «Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина» откроется в Строгановском зале Русского музея уже 23 июня. Посетителям представят около 70 экспонатов из собрания галереи «Веллум» — инициатора проекта, а также из фондов Русского музея: образы-воспоминания дореволюционного уклада, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни Пушкина и Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.
Николай Шестопалов, «Чембар. Беседка в саду Белинских». 1936
Николай Шестопалов характеризуется в истории советского искусства как признанный иллюстратор, автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Его «стандартная» биография как будто бы начинается в 1922 году, в момент вступления в Ассоциацию художников революционной России. А ведь к тому времени Шестопалову уже было 47 лет!
Николай Шестопалов, «Усадьба летом»
Николай Шестопалов. «Красная поляна». 1921
Складывается впечатление, что советские историографы, следуя духу новых времен, специально «забывали» об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства» и роли в художественной жизни России во втором десятилетии XX века.
А ведь крестьянский сын Николай Шестопалов, всего лишь с церковно-приходской школой за плечами, показал такие незаурядные способности к рисованию, что был принят на в Петербурге на курсы Тенишевой и учился у Ильи Репина, затем у знаменитого гравера Василия Матэ, посещал «Мастерскую для учащихся» признанного мастера офорта Льва Дмитриева-Кавказского.
А ведь крестьянский сын Николай Шестопалов, всего лишь с церковно-приходской школой за плечами, показал такие незаурядные способности к рисованию, что был принят на в Петербурге на курсы Тенишевой и учился у Ильи Репина, затем у знаменитого гравера Василия Матэ, посещал «Мастерскую для учащихся» признанного мастера офорта Льва Дмитриева-Кавказского.
Николай Шестопалов. «Судак». 1915
В 1905 году вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным Шестопалов становится одним из основателей революционного сатирического журнала «Зритель». Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционную реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
Николай Шестопалов. «Солнечная веранда». 1920-е
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В круг общения молодого художника входили Бенуа, Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника привычному реализму.
Николай Шестопалов. «Генуэзская крепость. Судак». 1938
Шестопалов принял революцию, однако остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Николай Шестопалов. «Ярославль» Ремонтный завод". 1938
Николай Шестопалов. «На Масловке». 1940-е
Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» — коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум», «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, — это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, — быт ушедшей эпохи…».
Николай Шестопалов. «Интерьер». 1930-е
Николай Шестопалов. «Лермонтов». 1940
Николай Шестопалов, «Кабинет А.С.Пушкина в Михайловском». 1950
С годами Николай Шестопалов был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые не стали флагманами советского искусства, оставаясь верными изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова — самобытного русского и советского художника, — будет замеченным нынешней публикой.
Выставка в Русском музее откроется 23 июня и продолжит работу до 5 сентября 2016 года.
Выставка в Русском музее откроется 23 июня и продолжит работу до 5 сентября 2016 года.
В подготовке использованы материалы пресс-релизов Русского музея и галереи «Веллум».
Титульная иллюстрация: Николай Шестопалов. «Семья в интерьере». 1910е.
Титульная иллюстрация: Николай Шестопалов. «Семья в интерьере». 1910е.