До лета в Париже и Оксфорде обосновались импрессионисты: во-первых, можно увидеть картины, таящиеся в частных коллекциях, — причем, некоторые широкой публике не презентовались никогда; а во-вторых, получить удовольствие от по-настоящему душевной подборки картин американца Генри Перлмана, который просто покупал картины, которые ему очень нравились, и вышло так, что теперь это одна из лучших коллекций импрессионистов в мире.
Париж
Парижскому Музею Мармоттан-Моне в нынешнем году исполняется 80 лет, и празднования начнутся с того, что 50 частных коллекционеров со всего мира поделятся своими сокровищами — для начала, покажут картины импрессионистов из своих закромов, которые ранее никогда публично не выставлялись. Итак, с 13 февраля по 6 июля музей проводит выставку «Работы импрессионистов из частных коллекций».
Выставка насчитывает добрую сотню импрессионистских шедевров: 80 картин и 20 графических работ таких признанных мастеров, как Жан-Батист Коро (Jean-Baptiste-Camille Corot), Эжен Буден (Eugene Boudin), Йохан Бартольд Йонкинд (Johan Barthold Jongkind), Эдуард Мане (Edouard Manet), Фредерик Базиль (Frederic Bazille), Эдгар Дега (Edgar Degas), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte), Берта Моризо (Berthe Morisot), Арман Гийомен (Armand Guillaumin), Поль Сезанн (Paul Cezanne), Мэри Кассат (Mary Cassatt), Ева Гонсалес (Eva Gonzales), Огюст Роден (Auguste Rodin) — и от каждого художника примерно по дюжине работ. Увидеть их вместе — это почти чудо сегодня. Не говоря уже о том, что увидеть своими глазами каждую из выставленных работ вообще — редкая удача, поскольку большую часть времени картины «спрятаны» в частных коллекциях, а некоторые и вовсе никогда не выставлялись (как насчет «Пляжа в Трувилле» и «Отель „Черный камень“ в Трувилле» Клода Моне?).
Экспозиция построена таким образом, что позволяет проследить возникновение и развитие импрессионизма: начиная с ранних произведений вроде «Пляжа Беннервилля» Будена и «Бара» Мане — вплоть до периода 1880-х годов, когда группа импрессионистов распалась и ее участники ушли в свободное плавание. В заключительной части экспозиции — признанные мастера Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Альфред Сислей (Alfred Sisley) и Клод Моне (Claude Monet), которые, по мнению многих критиков, вышли за пределы импрессионизма и проложили дорогу современному искусству.
Оксфорд
Эшмоловский музей искусства и археологии — старейший общедоступный музей в Великобритании. Он функционирует с 1683 года, хотя вплоть до XIX века был пристанищем науки. Сейчас это одно из четырех музейных учреждений, действующих при Оксфордском университете.
В это же самое время в Оксфорд любителей импрессионизма заманивают действительно потрясающей частной коллекцией американцев Генри и Роуз Перлман, которую еще не показывали в Европе. Выставка называется «Сезанн и модерн: шедевры мирового искусства» и проходит с 13 марта по 22 июня в Оксфордском музее искусства и археологии имени Эшмола (при Оксфордском университете).
Американский бизнесмен Генри Перлман начал коллекционировать европейскую авангардную живопись в 1945 и вскоре сосредоточился на редких работах мастеров импрессионизма и пост-импрессионизма. Официальное «место проживания» коллекции — Музей Искусства Принстонского Университета в Нью-Джерси, но в последнее время она много путешествует по миру.
Американский бизнесмен Генри Перлман начал коллекционировать европейскую авангардную живопись в 1945 и вскоре сосредоточился на редких работах мастеров импрессионизма и пост-импрессионизма. Официальное «место проживания» коллекции — Музей Искусства Принстонского Университета в Нью-Джерси, но в последнее время она много путешествует по миру.
Коллекция включает в себя 24 работы Сезанна, и это одно из лучших собраний акварелей художника в мире. Преимущественно здесь провансальские пейзажи, но есть и фирменные мотивы Сезанна — вроде черепа, купальщиц и изображений Мон Сен-Виктуар.
Но уникальна эта коллекция все-таки не всем перечисленным, а тем, что собрана она согласно личным предпочтениям самого мистера Перлмана: все знали, что Перлман покупает только то, что нравится ему самому. И в этой душевной подборке, кроме Сезанна, вы также увидите Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh), Поля Гогена (Paul Gauguin), Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec), Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani).
Но уникальна эта коллекция все-таки не всем перечисленным, а тем, что собрана она согласно личным предпочтениям самого мистера Перлмана: все знали, что Перлман покупает только то, что нравится ему самому. И в этой душевной подборке, кроме Сезанна, вы также увидите Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh), Поля Гогена (Paul Gauguin), Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec), Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani).
Три груши
1879, 26×20 см
А вы знали, что Дега и Ренуар вынуждены были устроить торги на первой же персональной выставке Сезанна — так возжелали оба завладеть «Тремя грушами»? Между прочим, победил Дега.
Другая «фишка» Перлмана — «открывать» неизвестные шедевры больших мастеров, а в некоторых случаях — и самих мастеров. Так случилось c Хаимом Сутином (Chaïm Soutine), мало известным даже для поклонников импрессионизма художнике, который, однако же, был одним из фаворитов Перлмана. Собственно, с его картины и началась коллекция.
«Гвоздей программы», на самом деле, в этой выставке немало: яркий и нетипичный по композиции «Тарасконский дилижанс» (1888) Ван Гога (на обложке статьи), культовый портрет Жана Кокто от Модильяни (написан в 1916—1917), раскрашенный деревянный рельеф «Дом для еды» (Te Fare Amu) (1901−1902) Гогена, а также скульптуры: три бронзовые от Жака Липшица (Jacques Lipchitz) и одна от Вильгельма Лембрука (Wilhelm Lehmbruck).
Курировать эту красоту посчастливилось не менее достойному человеку — Колину Харрисону, ведущему куратору отделения европейского искусства. В Лондоне выставка будет доступна до лета, а потом, сделав крюк через французский город Экс-ан-Прованс, коллекция отправится домой, в США.
«Гвоздей программы», на самом деле, в этой выставке немало: яркий и нетипичный по композиции «Тарасконский дилижанс» (1888) Ван Гога (на обложке статьи), культовый портрет Жана Кокто от Модильяни (написан в 1916—1917), раскрашенный деревянный рельеф «Дом для еды» (Te Fare Amu) (1901−1902) Гогена, а также скульптуры: три бронзовые от Жака Липшица (Jacques Lipchitz) и одна от Вильгельма Лембрука (Wilhelm Lehmbruck).
Курировать эту красоту посчастливилось не менее достойному человеку — Колину Харрисону, ведущему куратору отделения европейского искусства. В Лондоне выставка будет доступна до лета, а потом, сделав крюк через французский город Экс-ан-Прованс, коллекция отправится домой, в США.
На «Портрете мадемуазель Клаус» изображена известная виолончелистка Фанни Клаус, а по совместительству — хорошая подруга жены Мане.
Возвращение блудной картины
На фоне таких событий можно и не заметить, что в музей Эшмола вернулся из недавних странствий «Портрет
мадемуазель Клаус» Эдуарда Мане. Одно из важнейших ныне импрессионистских полотен, хранящихся в Великобритании, было написано художником в ходе подготовки к своему хиту «Балкон» в 1868—1869 годах.
В 1884 году американский художник Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) купил этот портрет , и до недавних пор картина оставалась на попечении его семьи. Но в 2012 году музей Эшмола выкупил у владельцев драгоценное полотно. Конечно, музею помогли разные фонды — государственные и частные; кроме того, сотни частных лиц сделали свой вклад в эту сумму. За 8 месяцев кампании было собрано 7,83 миллиона английских фунтов — и все для того, чтобы переселить портрет в Англию.
Но оказалось, что удержать «француженку» на одном месте не так-то просто: уже в 2013 году портрет отправился в полноценное турне по Великобритании, посетив шесть музеев и галерей и как следует показав себя скучающим англичанам. При этом, картина подоспела обратно точно к открытию выставки «Сезанн и модерн», так что видимость приличия соблюдена и, скорее всего, серьезные сэры снова ничего не заметят.
В 1884 году американский художник Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) купил этот портрет , и до недавних пор картина оставалась на попечении его семьи. Но в 2012 году музей Эшмола выкупил у владельцев драгоценное полотно. Конечно, музею помогли разные фонды — государственные и частные; кроме того, сотни частных лиц сделали свой вклад в эту сумму. За 8 месяцев кампании было собрано 7,83 миллиона английских фунтов — и все для того, чтобы переселить портрет в Англию.
Но оказалось, что удержать «француженку» на одном месте не так-то просто: уже в 2013 году портрет отправился в полноценное турне по Великобритании, посетив шесть музеев и галерей и как следует показав себя скучающим англичанам. При этом, картина подоспела обратно точно к открытию выставки «Сезанн и модерн», так что видимость приличия соблюдена и, скорее всего, серьезные сэры снова ничего не заметят.