В музее им. Богдана и Варвары Ханенко царит ажиотаж. 13 июня президент Украины Петр Порошенколично открыл выставку «Спасенные сокровища Италии. 17 картин из музея Кастельвеккио в Вероне», а теперь — в очередь! Спешим увидеть шедевры старых мастеров, которые были украдены в Италии и найдены под Одессой, ибо после 22-го июня коллекция на «борту № 1» президентского самолета отправится в Италию.
Среди картин, спасенных от рук грабителей, есть
всемирно известные шедевры
всемирно известные шедевры
История с похищением в ноябре 2015-го семнадцати шедевров из музея в Вероне завершилась хэппи-эндом: в мае 2016 года картины старых мастеров стоимостью около 15 млн. долл. нашли под Одессой. Мы уже писали об открытии выставки, а теперь пришло время внимательнее осмотреть экспозицию и узнать подробности о шедеврах.
Очередь на выставку
Что сейчас творится в киевском Музее Ханенко и на его подступах — словами не описать. Очередь из желающих попасть на «чрезвычайную» выставку растягивается, как минимум, на час-полтора. И на несколько сотен метров. В первый же день работы экспозиции, ее посетили, без малого, 1000 человек, и это было только начало. Киевские СМИ наперебой пишут о «небывалом ажиотаже», по случаю «чрезвычайной» выставки музей работает без выходных, а часы его работы продлены до 20.00 (касса закрывается в 19.30). И главное: такие «17 шедевров» в Киеве вряд ли снова появятся в ближайшем будущем, так что траты и времени, и денег того стоят.
Якопо Тинторетто (Якопо Робусти. Венеция, 1518/1519 — 1594). Мадонна, кормящая Младенца-Христа. (Madonna allattante). Холст, масло
«Настоящей жемчужиной музея Кастельвеккио является прекрасная «Мадонна-кормилица». Дева Мария представлена как чудесное видение, связанное с текстом Апокалипсиса: «И появилось на небе великое знамение: жена, окутанная солнцем; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд «. Большой художник позволил себе определенные вольности в иконографии, как он делал всегда: Мадонна с сыном на коленях будто раскачивается на полумесяце в волшебном зеленом пространстве, так напоминающем воды венецианской залива…» — Елена Живкова, куратор выставки.
Пизанелло (Антонио Пизано). (Пиза (?), до 1395 г. — Рим (?), ок. 1455 г.). Мадонна с младнецем. (Мадонна с перепелкой). Дерево, темпера
«Каждая из 17-ти картин, которые вскоре вернутся домой, является бесценной, поскольку ни одно произведение искусства в случае его потери невозможно повторить. Впрочем, среди картин, спасенных от рук грабителей, есть настоящие всемирно известные шедевры, художественную значимость которых трудно переоценить. Один из них — „Мадонна с перепелкой“ Пизанелло — разносторонне одаренного мастера, которого обычно называют последним живописцем поздней готики и первым скульптором Возрождения. „Мадонна с перепелкой“ является частью небольшого частного алтаря с изображением Девы Марии, которая нежно прижимает к себе младенца Христа. Два ангела коронуют ее посреди цветущего hortus conclusus — сада, символизирующего чистоту Мадонны, аллюзия Рая. Изображение перепелки, благодаря которой картина получила свое „собственное“ название, согласно христианской традиции, символизирует спасение». (Е. Живкова)
Наиболее ценными на выставке можно назвать полотна знаменитого венецианца Якопо Тинторетто (Якопо Робусти). «Любимца Венеции, наиболее эмоционального и смелого художника «царицы Адриатики» Якопо Робусти, больше известного как Тинторетто. Мастер принял имя, производное от профессии отца, красильщика (итальянской «tintore»)" - цитируем по спецификации Елены Живковой. Впрочем, правы ученые, говоря про, практически, равную «бесценность» всех 17-ти работ. Это большое счастье, что, вопреки планам неизвестного заказчика преступления, мир их не лишился. Осмотр экспозиции открывается с картин Тинторетто. Первой посетителей встречает «Мадонна-кормилица» (иллюстрация выше), также в экспозиции и другие работы мастера.
Якопо Тинторетто (Якопо Робусти. Венеция, 1518/1519 — 1594). Перенос Ковчега Завета. Дерево, масло.
«Четыре произведения на библейские сюжеты: „Пир Валтасара“, „Самсон и филистимляне“, „Суд царя Соломона“, „Перенос Ковчега Завета“, приписываемые кисти юного Якопо Тинторетто, вероятно, были предназначены для декорирования свадебного сундука-кассоне или спальни женатой пары. Они открывают зрителю художественную „кухню“ венецианского мастера, его непревзойденное умение формулировать живописные идеи даже в произведениях такого небольшого формата».
Якопо Тинторетто (Якопо Робусти. Венеция, 1518/1519 — 1594). Суд царя Соломона. Дерево, масло.
Все картины на выставке экспонируются в специальных витринах, похожих на «мольберты», и только в наклонном положении. Связано это с опасениями за дальнейшую сохранность старинных полотен: время и воры обошлись с ними без жалости.
Украденные шедевры мошенники хранили в земляном тайнике, обернутыми в целлофан — какое там «сохранение температурного режима и оптимальной влажности»! А в Вероне грабители по-варварски вырезали, практически, вырвали работы из рам. В Италии картины первым делом пройдут реставрацию. А пока что киевские посетители вздыхают, видя «израненные» края полотен, следы в местах небрежных сгибов и даже сошедшую краску. Впрочем, к счастью, коллекция находится в весьма пристойном состоянии, если подумать обо всех ее перипетиях и о том, как печально все могло сложиться.
Да, кстати, часть «мольбертов» Музею Ханенко предоставил Русский музей, который «прописан» рядом, также на улице Терещенко.
Украденные шедевры мошенники хранили в земляном тайнике, обернутыми в целлофан — какое там «сохранение температурного режима и оптимальной влажности»! А в Вероне грабители по-варварски вырезали, практически, вырвали работы из рам. В Италии картины первым делом пройдут реставрацию. А пока что киевские посетители вздыхают, видя «израненные» края полотен, следы в местах небрежных сгибов и даже сошедшую краску. Впрочем, к счастью, коллекция находится в весьма пристойном состоянии, если подумать обо всех ее перипетиях и о том, как печально все могло сложиться.
Да, кстати, часть «мольбертов» Музею Ханенко предоставил Русский музей, который «прописан» рядом, также на улице Терещенко.
Внешний вид экспозиции.
В числе картин выставки «Спасенные шедевры» выделяются пейзажи «уроженца Гааги Ханса де Йоде, который принадлежал к кругу голландских художников, работавших для венского двора. Эти пейзажи, прежде всего, демонстрируют его очарованность красотой Италии, а также чисто северную наблюдательность и любовь к воспроизведению жизненных подробностей». (Е.Живкова).
Ханс де Йоде (Гаага, ок. 1630 — Вена, после 1660 г.). Морской порт. Холст, масло
Ханс де Йоде (Гаага, ок. 1630 — Вена, после 1660 г.). Пейзаж
. Холст, масло
В целом же на выставке особо ценными являются полотна на религиозную тематику.
Андреа Мантенья (Изола-ди-Картуро, ныне в области Венеция — 13 сентября 1506, Мантуя). Святое семейство со святой. Холст, темпера
.
«По стечению обстоятельств, среди 17-ти спасенных картин является произведение еще одного определяющего художника эпохи Возрождения — Андреа Мантеньи, который был связан с семьей Беллини как семейными узами, так и художественными традициями. В возрасте 22 лет Мантенья взял в жены дочь Якопо Беллини Николозию. Впрочем, „Святое семейство со святой“ было создано уже зрелым мастером, который не только развил традиции своих венецианских учителей, но и прославился как самобытный гений кватроченто, украсив удивительными фресками Палаццо Дукале в Мантуе. В этом северо-итальянском городе Мантенья работал как придворный живописец для трех поколений мантуанских правителей из рода Гонзага».
«По стечению обстоятельств, среди 17-ти спасенных картин является произведение еще одного определяющего художника эпохи Возрождения — Андреа Мантеньи, который был связан с семьей Беллини как семейными узами, так и художественными традициями. В возрасте 22 лет Мантенья взял в жены дочь Якопо Беллини Николозию. Впрочем, „Святое семейство со святой“ было создано уже зрелым мастером, который не только развил традиции своих венецианских учителей, но и прославился как самобытный гений кватроченто, украсив удивительными фресками Палаццо Дукале в Мантуе. В этом северо-итальянском городе Мантенья работал как придворный живописец для трех поколений мантуанских правителей из рода Гонзага».
Якопо Беллини (Венеция, ок.1395 — 1470/1471). Кающийся святой Иероним. Холст, темпера
.
«Важное произведение раннего Возрождения — „Покаяние Святого Иеронима“ — принадлежит кисти Якопо Беллини — основателя династии венецианских художников. Завсегдатаям Музея Ханенко будет особенно интересно увидеть эту картину, созданную для религиозной медитации и полной причудливой символики, поскольку в наших залах представлены произведения обоих сыновей Якопо Беллини — „Портрет патриция“ Джентиле Беллини и „Мадонна с младенцем“ прославленного Джованни Беллини». (Е. Живкова).
«Важное произведение раннего Возрождения — „Покаяние Святого Иеронима“ — принадлежит кисти Якопо Беллини — основателя династии венецианских художников. Завсегдатаям Музея Ханенко будет особенно интересно увидеть эту картину, созданную для религиозной медитации и полной причудливой символики, поскольку в наших залах представлены произведения обоих сыновей Якопо Беллини — „Портрет патриция“ Джентиле Беллини и „Мадонна с младенцем“ прославленного Джованни Беллини». (Е. Живкова).
Большую часть коллекции составляют портреты. Самым «странным» из них можно «Портрет
Джироламо Помпеи» Джованни Бенине .
Скорее всего, эту работу, заметно отличающуюся от прочих шедевров высочайшей пробы, незадачливые воры «прихватили» по ошибке. Перепутали фамилию Бенини с Беллини!
Скорее всего, эту работу, заметно отличающуюся от прочих шедевров высочайшей пробы, незадачливые воры «прихватили» по ошибке. Перепутали фамилию Бенини с Беллини!
Джованни Бенини (Верона, 18 ст.), Портрет Джироламо Помпеи. Доска, темпера
«Вероятно, произведение веронского художника 18 в. Джованни Бенини „Портрет Джироламо Помпеи“ попал в руки грабителей по ошибке… Впрочем, портрет является бесценным для музея Кастельвеккио, ведь поэт, переводчик и драматург Джироламо Помпеи — один из выдающихся интеллектуалов 18 в. — был уроженцем Вероны».
Мастерская Доменико Тинторетто. Венеция, 17 в. Портрет
венецианского адмирала.
«Мастерство Тинторетто-портретиста представляют произведения его сына и помощника в многочисленных монументальных росписях венецианских дворцов и храмов — Доменико Тинторетто, а также картины последователей обоих этих живописцев: „Портрет венецианского адмирала“, „Портрет аристократа“ и „Портрет Марко Паскуалиго“».
Круг Якопо Тинторетто. Мужской портрет
Холст, масло.
Джованни Франческо Карото (Верона 1478/1482 — 1555 г.) Портрет
молодого бенедиктинца Холст, масло.
Фаворитами киевской публики сразу же стали красавица-дама с портрета авторства Рубенса и знаменитый на весь мир рыжий «тинейджер» образца 16 века — персонаж картины «Портрет
мальчика с детским рисунком» Каротой. Рыжеволосый хулиган считается «визиткой» музея в Вероне и одним из самых известных его «жителей». Можно сказать, что, вернув легендарный портрет
, Италии возвратили часть ее сердца.
Питер Пауль Рубенс (Зиген, 1577 — Антверпен, 1640). Портрет
дамы.(Дама с цветами смолевки). Холст, масло.
В 1602 г., выполняя обязанности придворного живописца Винченцо I Гонзага, Рубенс создал портрет изысканной придворной красавицы с вплетенными в прическу цветами смолевки и гвоздики. Она и нарядная платье, украшенное пышным кружевным воротником, свидетельствуют, что девушка, вероятно, позировала художнику по случаю помолвки или свадьбы. «Портрет дамы с цветами смолевки» является особенным в художественном наследии Рубенса, поскольку это произведение стало одним из первых, написанных мастером в Италии".
В 1602 г., выполняя обязанности придворного живописца Винченцо I Гонзага, Рубенс создал портрет изысканной придворной красавицы с вплетенными в прическу цветами смолевки и гвоздики. Она и нарядная платье, украшенное пышным кружевным воротником, свидетельствуют, что девушка, вероятно, позировала художнику по случаю помолвки или свадьбы. «Портрет дамы с цветами смолевки» является особенным в художественном наследии Рубенса, поскольку это произведение стало одним из первых, написанных мастером в Италии".
Самые заметные поверхностные повреждения — у картин Рубенса и Карото.
«Имя веронского художника Джована Франческо Карото, учителя знаменитого Паоло Веронезе, не очень известным широкой публике, в отличие от его картины „Портрет мальчика с детским рисунком“».
Джованни Франческо Карото (Верона 1478/1482 — 1555 г.) Портрет
мальчика с детским рисунком Холст, масло.
«Этот портрет является своеобразной визитной карточкой музея Кастельвеккио и, очевидно, именно поэтому привлек внимание воров. В художественных произведениях того времени дети обычно выступали как маленькие взрослые, уважаемые члены влиятельных богатых семей и залог процветания семейства в будущем. Картина Карото является едва ли не единственный в 16 в. изображением ребенка, который ведет себя соответственно своему возрасту». (Е.Живкова).
«Этот портрет является своеобразной визитной карточкой музея Кастельвеккио и, очевидно, именно поэтому привлек внимание воров. В художественных произведениях того времени дети обычно выступали как маленькие взрослые, уважаемые члены влиятельных богатых семей и залог процветания семейства в будущем. Картина Карото является едва ли не единственный в 16 в. изображением ребенка, который ведет себя соответственно своему возрасту». (Е.Живкова).
Рубенс и Карото — фавориты зрительских симпатий в Киеве.
Выставка работает до 22 июня, без выходных.
Кассы открыты до 19.30, но из-за большого наплыва посетителей продажа билетов может заканчиваться раньше.
Кассы открыты до 19.30, но из-за большого наплыва посетителей продажа билетов может заканчиваться раньше.