Счастливое начало жизни, семья, любимое дело, и жестокое продолжение — революционные события, смерть от тифа мужа… Зинаида остаётся в Харькове одна, с четырьмя детьми и старой матерью. Кормильцев нет, дома нет (Нескучное разорено), 1919 год, разруха. Как жить дальше? Зинаида в 1921 г. переезжает в Петроград в попытке как-то устроиться, найти работу, заказы, а вскоре в 1924 году — в Париж, пока что временно, на заработки. Художница едет к дяде Александру Бенуа (на картине), и семья оказывается разорванной пополам — Зинаида и двое детей — в Париже, а мать и двое младших — в Ленинграде.
Ах, вернисаж!
Выставка в Третьяковской галерее представляет не только творчество Зинаиды Серебряковой, но также и плоды трудов целого клана художников. Говорят, на детях великих природа отдыхает. Здесь перед нами счастливое исключение: Бенуа, Лансере, Серебряковы… Семья, где каждый второй — художник, скульптор, архитектор. Пожалуй, лучший вид «семейственности» в работе!Выставка поделена на два основных зала и ещё два — дополняющих, где выставлены работы детей художницы, Александра и Екатерины Серебряковых. Представленные картины самой художницы разделены на две части. Одна — собственно, заявленная парижская часть, вторая — марокканские зарисовки. И сразу хочу отметить на редкость удачную организацию экспозиции: это одна из немногих на моей памяти выставок, где подсветка картин безупречна. Расположение работ тоже очень разумно, предоставлено достаточно пространства для возможности наслаждаться красотой без помех и давки.
На выставке много портретов, например, дочери Екатерины. Очаровательная картина стала и «визитной карточкой» выставки, показывая и Серебрякову, и «Серебряковых» в одной работе. Портрет был написан в 1929 году, когда Катя смогла приехать, наконец-то, к матери во Францию.
В одном из секторов зала я увидела и «ню» Серебряковой. «Обнажённые» и «Баня» (нарисованная в Париже картина знаменитой серии) — просто сияют … чистотой! Во всех смыслах. Здесь тоже много света — внешнего, солнечного, или глубинного, внутреннего, как на картинах Латура. Художница как будто говорит: знаете, просто эти дамы немного… ленивы — им нет необходимости стесняться!
... и Серебряковы - младшие
Работы младших Серебряковых впервые гостят в России — они разместились в двух небольших залах. Александр Серебряков в живописи — это пейзажные акварели и зарисовки интерьеров. Очень характерна тончайшая прорисовка деталей, что неудивительно: художник делал много декоративных панно для интерьеров, и в зале выставлены несколько панелей — «обманок».Вообще, при высоком мастерстве детей Серебряковой и прекрасном вкусе обоих, занятия искусством для них было, скорее, способом заработка, чем творчеством. Я никоим образом не хочу принизить этим заявлением увиденное — ведь искренне любовалась интерьерными зарисовками Александра, пейзажами и натюрмортами Екатерины. Однако на первом плане — по праву картины Серебряковой-старшей, явления иного порядка в мироустройстве.
Покружив по залам несколько раз и все равно сожалея, что уже надо уходить, я вышла в Лаврушинский переулок, и увидела замечательно яркую картинку: дворник мыл из шланга перезимовавший фонтан в сквере. Сверкающие на солнышке брызги били в бронзовые декоративные рамы на постаменте… И я подумала, как это здорово, красиво и символично — ведь увиденное на выставке Серебряковых так же «прочистило» мысли и восприятие жизни, как эта сверкающая струя воды смывала залежавшуюся пыль. Получается, что такое сильное и светлое искусство надо не просто надо смотреть, а впитывать для душевного здоровья. Похоже, мой сеанс удался: свернув в переулок, поймала себя на ощущении, что сама слегка улыбаюсь, как персонажи картин Зинаиды Серебряковой.
Любовь Гуськова
Среди организаторов выставки — Fondation Serebriakoff (Париж) и Фонд Зинаиды Серебряковой (Москва)