Регистрация

Иван Марчук представляет "Генотип вольности" в Одессе

Мне нравится10       0  
В нескольких залах Одесского Художественного музея разместилась крупная выставка работ знаменитого художника, на днях отметившего свое 80-летие. Удивительные картины вызывают огромный интерес: возможность личной встречи с искусством этого мастера не стоит упускать. Представляем вам подробный фоторепортаж с вернисажа.
«Живая легенда украинской живописи, всемирно известный художник, Иван Марчук — народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, почетный гражданин городов Киева и Тернополя, член Золотой гильдии Римской академии современного искусства. Его имя — в числе сотни гениев современности…» — такова словесная «визитка» художника. Ну, а истинные «визитные карточки» мастера — его уникальные картины, созданные в особой технике.
Иван Степанович Марчук. На струнах леса Солнце играет (На струнах лісу сонце виграє)
На выставке в трех залах музея представлены картины из пяти серий работ мастера, таких, как уже широко известная мистическая серия «Голос моей Души», абстрактные «Белая Планета І", «Белая Планета ІІ", «Взгляд в Бесконечность»… Всего к настоящему моменту насчитывается 11 серий работ, которые сам художник называет «одиннадцать «марчуков»», совершенно разных и непохожих друг на друга.
Интереснейший рассказ Ивана Марчука и множество его работ от ранних картин до керамики — в нашем специальном материале «Я хочу делать людям добро»: интервью с Иваном Марчуком
Более тысячи посетителей в день открытия — одесская публика с удовольствием ставит рекорды. Типичный отзыв поклонника искусства: «Это настоящий праздник! Но я обязательно снова приду на выставку, „пообщаться“ с картинами более спокойно…» Работы разглядывают подолгу, - мельчайшие переплетения «нитей» краски, составляющих полотна, завораживает зрителя не меньше, чем сюжеты.
Предыдущая выставка работ Ивана Марчука состоялась в Одессе в 2004 году, однако автор тогда не приезжал — в городе он впервые.
«Я люблю удивлять себя.
А когда удивляю себя, удивляю всех," - Иван Марчук
«Свой главный цикл я назвал „Голос моей души“, потому что из меня выходил свет, не объяснимый никакой логикой. Я приступал к работе, мне кто-то подсказывал, и я уже знал: душа, интуиция, подсознание — со мной, я работаю, — и продолжается работа души». Иван Марчук
Самые узнаваемые на выставке — работы серии «Голос моей души» 90-х годов, которые составили центральную часть экспозиции. Последний по времени цикл — космогонический «Взгляд в Бесконечность». К слову, фрагмент работы именно этой серии фигурирует на афишах выставки в Одессе.

Рассказывает искусствовед Тамара Стрипко:
— Я вспоминаю 2007 год, когда стало известно, что газета The Daily Telegraph включила Марчука в число ста гениев современности. Я пришла в мастерскую к Ивану, и оказалось, что у него сердечный приступ. Скорая помощь, его отвезли домой… Думали, что, возможно, все. Проходит несколько дней, зовет: «Зайди ко мне». Я прихожу в мастерскую. Он показывает четыре новых картины абсолютно другого стиля. В такой драматический момент появился «Взгляд в бесконечность». Уже через пару месяцев мы выставили эти четыре картины, а сейчас в цикле уже более 50 работ.
Пейзажам Марчука в музее отвели отдельный зал. Они производят поистине волшебное впечатление.

— У него уникальная передача света. Он добивается эффекта свечения исключительно за счет техники плёнтанизма, наложения линий.
Иван Марчук использует своеобразную технику, которую сам назвал «плёнтанизм» (от диалектного украинского «пльонтати» — «заплетать»). По словам искусствоведа Тамары Стрипко, сейчас это слово уже «включено в мировые словари».
Работы Марчука из серии «Белая планета-2» не слишком поддается фотографированию: белое безмолвие желает идти лишь на личный контакт. «Это все — какая-то особая философия, и некоторые мысли даже пугают, знаете — вдруг приходят даже такие, которых обычно ты старался избегать. Потом подходишь к следующей картине — настроение меняется, хотя символика вроде бы та же, и техника везде узнаваемая…» — замечает девушка.
Иван Марчук. «Конечная остановка», 1988 г., холст, акрил×
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
читать дальше
«На первый взгляд его картины — это какая-то деформация, но именно на разломах и деформациях возникают чувства. Марчук в совершенстве владеет секретом того, как обратиться к сознанию человека, чтобы его „задело“. Но этот секрет он до конца не раскрывает…» — говорит Тамара Стрипко.
Что касается выставочных проектов Марчука — 5 лет активная деятельность ведется за рубежом. Крупные выставки работ художника до этого принимала Литва (Вильнюс), Германия (Берлин, Мюнхен), Польша (Варшава, Краков), причем экспозиции размещались в музеях и наиболее известных галереях городов. В последнее время украинцы также могут увидеть картины мастера: мы уже писали о выставке «Генотип вольности» в Киеве, также она прошла во Львове и Тернополе. Имеются и дальнейшие планы, — мы желаем успеха в их воплощении.
В день открытия одесской выставки в музее состоялся концерт дочери художника Богданы Пивненко. Заслуженая артистка Украины, лауреат международных конкурсов, лауреат Национальной программы «Нові імена України» исполняла любимые композиции Ивана Марчука, созданные украинским классиком Мирославом Скориком. «Зал Зинаиды Серебряковой» с доминирующими картинами художницы подходил для этого мероприятия как нельзя лучше. Также невозможно не отметить необычный и эффектный наряд артистки — платье из ткани с узнаваемым орнаментом художника Марчука.
Иван Марчук. «Взошло солнце над Днепром», 2004, холст, акрил×
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
читать дальше
Выставка-ретроспектива Ивана Марчука «Генотип вольности» приглашает посетителей в залы Одесского художественного музея до 19 июня 2016 г.
Фоторепортаж — Ольга Потехина, «Артхив»
Комментировать Комментарии
HELP