school_banner
Регистрация

Солнце Хоакина Сорольи в Мюнхене: визит на крупнейшую ретроспективу знаменитого испанца

Мне нравится2       0  
В мюнхенском Kunsthalle проходит первая в Германии ретроспективная выставка знаменитого испанского художника Хоакина Сорольи. Немецкая публика восторженно разглядывает яркие импрессионистские работы, главные герои которых — рыбаки, дети и море. К зрителям присоединился и автор Артхива: наиболее впечатляющие моменты экспозиции — в нашем обзоре.
В экспозицию вошли не просто лучшие картины, а именно те работы, которые художник сам когда-то сам отбирал для своих персональных выставок. Среди кураторов нынешней выставки — внучка художника Бланка Понс-Соролья
Фото: schwaebische. de
Экспозиция «Хоакин Соролья. Испанский мастер света» фактически открывает для Германии творчество знаменитого испанского импрессиониста. При жизни художник был очень популярен в Европе и не раз проводил выставки в Германии, но немецкие музеи и арт-дилеры прошлого оказались недальновидными и не приобрели ни одной картины Сорольи.
К подготовке мюнхенской выставки подошли серьезно. По задумке, это своеобразная история интернационального успеха Сорольи. Работы, которые художник сам когда-то сам отбирал для своих персональных выставок, предоставили самые крупные музеи мира: парижский д’Орсе, нью-йоркский Метрополитен-музей, мадридский Прадо и другие.
Для визита в музей я выбрала понедельник: в этот день посетителей обычно меньше, а мне хотелось в спокойной обстановке как следует рассмотреть работы. Но даже в этот день пришлось стоять в очереди за билетом.
Фото — ausstellungsfotos. de
Залы Kunsthalle с их обычным приглушенным освещением, сейчас просто залиты сиянием, которое, кажется, исходит от самих полотен. С первой секунды на выставке становится понятно, почему Соролью называют «мастером света».
Фото: ausstellungsfotos. de
Первым приковывает взор небольшой пейзаж «Бухта», созданный 1898 году в бухте Хавея (Коста-Бланка). Пронзительное голубое небо, желто-коричневый обрывистый берег, удивительная градация зеленого и бирюзового в бликах моря… Будто совершаешь утреннюю прогулку по побережью: ощущается свежесть еще не раскаленного воздуха, слышится легкий шелест гальки, перекатываемой волнами…
Как указано в описании, «Бухту» Соролья заканчивал в год испано-американской войны (тогда США отвоевали у Испании, в частности, Кубу и Филиппины). Хавея и берега вокруг нее считались стратегически важной зоной — чтобы посетить эти места, художник добился специального разрешения военных. Но в его картине нет ни капли политики, только невероятный по красоте контраст желто-коричневого и бирюзового цветов и удивительная передача солнечного света.

Кураторы выставки, Мария Лопез Фернандес и внучка художника Бланка Понс-Соролья, подбирали экспозицию таким образом, чтобы представить зрителям именно это свойство полотен испанского импрессиониста: «Это особая отличительная черта работ Сорольи — передача солнечного света и подвижной поверхности воды. Солнечный свет — составляющая часть большинства произведений этой выставки, начиная с крупноформатных работ, выполненных на пленэре, и заканчивая маленькими набросками».

Слева — картина «Сад дома Сорольи» (1917). Фото — yelp. de

Всего на выставке представлено 120 работ: жанровые сцены, пейзажи, портреты, а также эскизы и этюды. Акцент сделан на крупноформатных картинах Сорольи, которые прославили художника. Чтобы подойти к знаменитым полотнам «Починка паруса» (1986), «Белая работорговля» (1894), «Печальное наследие» (1899) приходится ждать — перед ними все время толпятся зрители.
«Славу, гремевшую по всей Европе, закрепило полотно „Печальное наследие“ (1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. „Печальное наследие“ принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года, а также звание кавалера ордена Почетного легиона…» — читайте полную биографию Хоакина Сорольи в Артхиве.
Улучив момент, подхожу поближе к одному из полотен в зале: любопытно, что же так долго рассматривают нынешние посетители на картине «Починке паруса», вызвавшей в свое время много споров?
Нарушая все принятые тогда правила композиции, Соролья почти на всем переднем плане картины размером два на три метра изображает белую ткань, покрытую солнечными бликами.
Хоакин Соролья (Соройя). Рыбачка из Валенсии



Как и накрахмаленные юбки рыбачек, и дети, изображенные разомлевшими от зноя на других полотнах, эта ткань для Сорольи — только повод в красках выразить то, что трудно описать словами: силу средиземноморского солнца, воздух, напитанный теплом и ароматом трав, мягкие волны разогретого моря.

Слева — картина «Рыбачка из Валенсии» (1916)

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Все работы Сорольи прекрасны. Но некоторые буквально заставляют тебя задержаться возле них. Например, известная картина «Возвращение с рыбалки», написанная на пленэре в родной для Сорольи Валенсии. В этом полотне художник настолько убедителен, что у зрителя создается полная иллюзия эффекта присутствия. Ветер, наполняющий парус, блики заходящего солнца на волнах, тепло воздуха ощущаются почти физически.
Еще один акцент выставки — картина «Мать» (1900) — поразительный образец живописного мастерства и, одновременно, передачи интимности момента. Это один из многих портретов жены художника Клотильды, однако же он — особенный.
Соролья создал картину в первые часы после рождения младшей дочери Елены. «Как трогательно!», «Как красиво!», — восклицают посетительницы, глядя на эту работу.
Вообще, Соролья довольно быстро отошел от социально-критических сюжетов, которые приветствовали на испанском Салоне, и сконцентрировался на волновавшей его красоте настоящего момента, неспешности течения жизни.
Фото — твиттер Kunsthalle
Стиль художника формировался под влиянием французских импрессионистов, но его мазок сильнее, четче и тверже. Уникальное сочетание реализма и непосредственности живописной манеры — это то, что покорило современников Сорольи и не оставляет равнодушным искушенного современного зрителя. Мюнхенская выставка — лучшее тому подтверждение.
Экспозиция «Хоакин Соролья. Испанский мастер света» будет работать в Kunsthalle до 3 июля.
Автор: Лиана Кришевская

Титульная иллюстрация: Хоакин Соролья, «Мгновение, Биарриц» (1906)
Комментировать Комментарии
HELP