Солнце Хоакина Сорольи в Мюнхене: визит на крупнейшую ретроспективу знаменитого испанца
В мюнхенском Kunsthalle проходит
первая в Германии ретроспективная выставка знаменитого испанского художника Хоакина Сорольи. Немецкая публика восторженно разглядывает яркие импрессионистские работы
, главные герои которых — рыбаки
, дети и море. К зрителям присоединился и автор Артхива: наиболее впечатляющие моменты экспозиции — в нашем обзоре.
В экспозицию вошли не просто лучшие картины, а именно те работы, которые художник сам когда-то сам отбирал для своих персональных выставок. Среди кураторов нынешней выставки — внучка художника Бланка Понс-Соролья
Экспозиция «Хоакин Соролья. Испанский мастер света» фактически открывает для Германии творчество знаменитого испанского импрессиониста. При жизни художник был очень популярен в Европе и не раз проводил выставки в Германии, но немецкие музеи и арт-дилеры прошлого оказались недальновидными и не приобрели ни одной картины Сорольи.
К подготовке мюнхенской выставки подошли серьезно. По задумке, это своеобразная история интернационального успеха Сорольи. Работы, которые художник сам когда-то сам отбирал для своих персональных выставок, предоставили самые крупные музеи мира: парижский д’Орсе, нью-йоркский Метрополитен-музей, мадридский Прадо и другие.
Для визита в музей я выбрала понедельник: в этот день посетителей обычно меньше, а мне хотелось в спокойной обстановке как следует рассмотреть работы. Но даже в этот день пришлось стоять в очереди за билетом.
Фото — ausstellungsfotos. de
Залы Kunsthalle с их обычным приглушенным освещением, сейчас просто залиты сиянием, которое, кажется, исходит от самих полотен. С первой секунды на выставке становится понятно, почему Соролью называют «мастером света».
Фото: ausstellungsfotos. de
Первым приковывает взор небольшой «Бухта», созданный 1898 году в бухте Хавея (Коста-Бланка). Пронзительное голубое небо, желто-коричневый обрывистый берег, удивительная градация зеленого и бирюзового в бликах моря… Будто совершаешь утреннюю прогулку по побережью: ощущается свежесть еще не раскаленного воздуха, слышится легкий шелест гальки, перекатываемой волнами…
Как указано в описании, «Бухту» Соролья заканчивал в год испано-американской войны (тогда США отвоевали у Испании, в частности, Кубу и Филиппины). Хавея и берега вокруг нее считались стратегически важной зоной — чтобы посетить эти места, художник добился специального разрешения военных. Но в его картине нет ни капли политики, только невероятный по красоте контраст желто-коричневого и бирюзового цветов и удивительная передача солнечного света.
Кураторы выставки, Мария Лопез Фернандес и внучка художника Бланка Понс-Соролья, подбирали экспозицию таким образом, чтобы представить зрителям именно это свойство полотен испанского импрессиониста: «Это особая отличительная черта работ Сорольи — передача солнечного света и подвижной поверхности воды. Солнечный свет — составляющая часть большинства произведений этой выставки, начиная с крупноформатных работ, выполненных на пленэре, и заканчивая маленькими набросками».
Слева — картина «Сад дома Сорольи» (1917). Фото — yelp. de
Всего на выставке представлено 120 работ: жанровые сцены
, пейзажи
, портреты
, а также эскизы и этюды. Акцент сделан на крупноформатных картинах Сорольи
, которые прославили художника. Чтобы подойти к знаменитым полотнам
«Починка паруса»
(1986), «
Белая работорговля»
(1894), «
Печальное наследие»
(1899) приходится ждать — перед ними все время толпятся зрители.
«Славу
, гремевшую по всей Европе
, закрепило полотно „Печальное наследие“
(1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей
, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. „Печальное наследие“ принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года
, а также звание кавалера ордена Почетного легиона…» — читайте
полную биографию Хоакина Сорольи в Артхиве.
Улучив момент, подхожу поближе к одному из полотен в зале: любопытно, что же так долго рассматривают нынешние посетители на картине «Починке паруса», вызвавшей в свое время много споров?
Нарушая все принятые тогда правила композиции, Соролья почти на всем переднем плане картины размером два на три метра изображает белую ткань, покрытую солнечными бликами.
Как и накрахмаленные юбки рыбачек, и дети, изображенные разомлевшими от зноя на других полотнах, эта ткань для Сорольи — только повод в красках выразить то, что трудно описать словами: силу средиземноморского солнца, воздух, напитанный теплом и ароматом трав, мягкие волны разогретого моря.
Слева — картина «Рыбачка из Валенсии» (1916)
Все работы Сорольи прекрасны. Но некоторые буквально заставляют тебя задержаться возле них. Например, известная картина «Возвращение с рыбалки», написанная на пленэре в родной для Сорольи Валенсии. В этом полотне художник настолько убедителен, что у зрителя создается полная иллюзия эффекта присутствия. Ветер, наполняющий парус, блики заходящего солнца на волнах, тепло воздуха ощущаются почти физически.
Еще один акцент выставки — картина «Мать» (1900) — поразительный образец живописного мастерства и, одновременно, передачи интимности момента. Это один из многих портретов жены художника Клотильды, однако же он — особенный.
Соролья создал картину в первые часы после рождения младшей дочери Елены. «Как трогательно!», «Как красиво!», — восклицают посетительницы, глядя на эту работу.
Вообще, Соролья довольно быстро отошел от социально-критических сюжетов, которые приветствовали на испанском Салоне, и сконцентрировался на волновавшей его красоте настоящего момента, неспешности течения жизни.
Фото — твиттер Kunsthalle
Стиль художника формировался под влиянием французских импрессионистов, но его мазок сильнее, четче и тверже. Уникальное сочетание реализма и непосредственности живописной манеры — это то, что покорило современников Сорольи и не оставляет равнодушным искушенного современного зрителя. Мюнхенская выставка — лучшее тому подтверждение.
Экспозиция «Хоакин Соролья. Испанский мастер света» будет работать в Kunsthalle до 3 июля.
Автор: Лиана Кришевская
Титульная иллюстрация: Хоакин Соролья, «Мгновение, Биарриц» (1906)